Юлия Антипина
Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Под предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Существует ряд требований, предъявляемых к организации предметно-пространственной среды.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2019
Развивающая среда должна быть:
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- доступной;
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- эстетически-привлекательной.
Данные требования распространяются и на оборудование помещений дошкольного учреждения: оно должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной как для совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. В качестве центров и уголков развития представляю Вашему вниманию:
Направление «Развитие речи»
- книжный уголок, где продолжает осуществляться развитие интереса детей к художественной литературе, пополняется литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками и скороговорками. Что касается наполняемости книжного уголка, то полочка с 7-9 книгами, расположенными обложками наружу, гораздо более привлекательна для дошкольников, чем большое количество книг, стоящих на полке в ряд корешками наружу, так как подобное расположение не всегда стимулирует познавательную деятельность дошкольника. Педагогу необходимо следить за наполняемостью книжного уголка, и в случае необходимости дополнять его. Полную замену книг рекомендуется осуществлять не менее одного раза в неделю.
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
- центр творчества: включает в себя материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым материалом для воплощения своих творческих идей, замыслов и фантазий.
- центр музыкально-театрализованной деятельности, в котором живут герои сказок и рассказов, макеты сказок для настольного театра, наборы сюжетных картин. Здесь же находятся и музыкальные инструменты к театральным постановкам для обыгрывания фона фольклорных произведений, а также уголок ряжения, который используется как при театральных постановках, так и сюжетно-ролевой игровой деятельности.
Направление «Познавательное развитие»
- центр математического развития включает в себя наглядный демонстрационный материал, раздаточный материал.
- шахматная деятельность, где в свободном доступе во время самостоятельной деятельности осуществляется знакомство воспитанников с шахматными фигурами, их движениями по шахматной доске, понятиями «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и простейшими комбинациями.
- эколого-эскпериментальный центр природы: предназначен для знакомства с различными явлениями и миром природа в целом. Здесь находятся картинки с изображениями животных, растений, явлений природы, игрушки домашних и диких животных. Эколого-экспериментальная часть уголка оснащена прозрачными емкостями для хранения сыпучих продуктов (фасоль, манка, песок, крупа и т. д., природным материалом (камни, шишки, плоды, дерево, глина, а так же оборудованием для экспериментирования.
- центр строительно-конструктивной деятельности оснащен конструктором разного вида, крупный и мелкий. Практичность данного центра в том, что он рассредоточен по группе в разных местах, мобилен, его можно легко перемещать в любую часть группы и организовывать данную деятельность. Самый крупный конструктор дети с удовольствием используют в свободной игровой деятельности в сюжетно-ролевых играх: организуют пространство «кабинета», «магазина», «комнаты» и т. д.
Направление«Социально-коммуникативное развитие»
Далее расположен игровой центр, который включает в себя настольно-печатные дидактические игры: по развитию речи (развитие мелкой моторики рук, шнуровки, пазлы, игры на словообразование, дидактические игры по математическому развитию и настольные игры по общему развитию.
- патриотический центр, в котором находится наглядный материал (изображения с символикой Российской Федерации и родного края, изображение с главой государства, а также настольно-печатный материал по данной тематике.
- центр сюжетно-ролевой игровой активности создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Почта», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Семья».
Однако существует мнение, что такие игровые уголки относят к нежелательным стереотипам, так как они попадают под понятие «Застывшая» (статичная) развивающая предметно-пространственная среда, то есть имеют фиксированную тему и сюжет, что препятствует появлению самостоятельного игрового творчества у детей. «Застывшая» предметно-пространственная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает вызывать у ребенка интерес и пробуждать его фантазию. Поэтому необходимо помочь детям проявить самостоятельность с помощью дополнительного трансформируемого оборудования (мягких модулей, например, которые дети могут каждый раз самостоятельно и по новому использовать в организации игры. Вместе с тем, следует помнить, что определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие ее стабильности и привычности, особенно если это касается мест общего пользования (личный шкафчик, туалет, спальное место). Необходимо об этом помнить и четко разграничивать данные условия.
Направление «Физическое развитие»
- спортивный уголок: здесь располагается оборудование и атрибуты для проведения подвижных игр и игр малой подвижности, массажная дорожка, мячи, обручи, скакалки, мешочки с песком.
Направление«Социально-коммуникативное развитие»
- центр безопасности, который включает в себя материал и атрибуты по пожарной безопасности и правилам дородного движения. Центр безопасности оснащен настольно-печатным и наглядно-демонстрационным материалом для знакомства воспитанников с дорожными знаками, закрепления и систематизации знаний детей об устройстве улицы, о правилах безопасного обращения с бытовыми приборами, о правилах поведения во время пожара и др.
- уголок дежурств, с помощью которого создаются условия для приобщения детей к трудовой деятельности, привлечения воспитанников к выполнению простейших трудовых действий (совместно со взрослым и под его контролем в организации сервировки стола, дежурства в уголке природы и т. д.)