Ирина Черняк
Предметно-пространственная среда, как средство сенсорного развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Средний возраст ребенка относится к так называемому сензитивному периоду- особой восприимчивости к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования. Именно сензитивный период служит тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения.
Мария Монтессори говорила: «Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период».
Публикация «Предметно-пространственная среда, как средство сенсорного развития ребёнка» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Изучив соответствующую литературу и имея за плечами опыт педагогической работы, мы подготовили окружающую среду группы таким образом, чтобы вокруг ребенка было все, что ему может понадобиться для его любых познавательных интересов.
Как театр начинается с вешалки, так и в нашей группе сенсорное воспитание начинается с приемной, где происходит развитие практических умений и навыков детей: застегивание и расстегивание пуговиц, различных застежек и молний. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркие картинки внутри шкафчиков). А так же схемы - «алгоритмы» процесса одевания для нуждающихся в этой помощи детей.
Центр физической культуры.
Дети среднего возраста, как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому мы продумали пространственную среду группы таким образом, что она предоставляет широкие возможности для передвижения ребенка и разнообразной его двигательной активности. Спортивный уголок оснащен следующим материалом:
• Мячи большие и маленькие.
• Кегли разных цветов.
• «Островки» для развития координации движения.
• Массажная дорожка.
• Кольцеброс.
• Мишень с дротиками.
• Ростомер.
Пятый год жизни - время расцвета сюжетно-ролевых игр, сюжеты непосредственно связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, больница, парикмахерская и со второго полугодия вводится зоопарк и почта. В связи с чем, в игровых наборах должны присутствовать: куклы обоих полов в костюмах, набор мебели, посуды, различные атрибуты и предметы-заменители, использование которых стимулирует развитие творческого мышления у детей. Во время игр дети
приобретают и практический опыт обращения с различными атрибутами, например:
• Уборка постели, одевание и раздевание куклы.
• Пересыпание крупы с помощью ложки (поднос, две плошки, ложка, крупа).
• Уборка мусора (ведерко для мусора, щетка, совок).
Центр сенсорного развития.
• Палочки Кюизенера, блоки Дьенаша с таблицами и схемами.
• «Волшебный мешочек» с мелкими пластиковыми фигурками животных, или муляжами фруктов и овощей, или геометрическими фигурами.
• Пальчиковые бассейны ( с различными наполнителями: пшено, перловка)
• «Волшебная коробка» с предметами для проведения различных опытов:
- шумовые коробочки ( наполнитель: пшено, горох, манка, гвоздики)
- увеличительное стекло,
- игрушечные весы,
- природный материал (желуди, каштаны, камушки, ракушки, перышки)
- тактильные лоскутики ткани: мех, бархат, шелк и др.
- коробочки с различными запахами (кофе, чай, цитрус, чеснок и др.)
• Дидактические игры на различение величин (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий, широкий-узкий, длинный-короткий).
• Бассейн с магнитными рыбками и удочками.
В этих материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики.
Музыкальный центр.
• Детские музыкальные инструменты.
• Звучащие игрушки.
• Диски с музыкальными произведениями, звуками природы, голосами птиц и животных.
Центр моторного и конструктивного развития.
• Разрезные картинки и пазлы.
• Игрушки - шнуровки.
• Мозаики разных видов.
• Конструкторы «Lego» мелкого и среднего размера.
• Строительный конструктор с крупными блоками.
• Строительный конструктор со средними блоками.
• Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
• Транспорт (крупный, средний, мелкий).
• Схемы и рисунки построек.
• Набор инструментов «Дело мастера боится» (отвертки, ключи гаечные, шурупы, болты, гайки, дрель, плоскогубцы, щипцы, ножовка, пила и др.)
• Пирамидки разных видов.
Все эти игры формируют сенсорные эталоны : умение обследовать предметы, группировать по цвету, форме и размеру.
Центр креативного развития.
• Восковые и акварельные карандаши.
• Гуашь, акварель, палитра.
• Цветные карандаши.
• Пластилин, дощечки.
• Кисти, палочки, стеки, поролон, шаблоны и трафареты.
• Цветная бумага, картон, ткани, листы альбомной бумаги, клей, ножницы.
• Поднос с тонким слоем манки.
• Раскраски по лексическим темам.
• Познавательный материал по жанрам живописи.
• Дидактические игры: «Узнай узор», «Цветные человечки», «Радуга» и др.
• Баночки с цветной водой + акварель, кисть. Получение холодных и теплых цветов, а также получение новых оттенков путем смешивания красок на палитре.
Центр «Учимся считать».
• Счетный материал (мелкие игрушки, предметные картинки)
• Наборы геометрических фигур разного цвета, для магнитной доски.
• Комплекты цифр.
• Занимательный и познавательный математический материал.
• «Волшебные часы» (времена года, части суток)
• Деревянные счеты.
Центр «Будем говорить правильно».
• Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
• Настольно - печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
• Дидактические игры, лото и домино.
• Библиотека детской литературы.
Центр «Играем в театр».
• Ширма для настольного театра.
• Маски и атрибуты для постановок сказок.
• Куклы и атрибуты к различным видам театра (плоскостной, кукольный, настольный).
Итак, если создать наиболее подходящие условия для развития ребенка, где всегда есть все необходимые составляющие: сенсорный, речевой, социальный и двигательный материал, то с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, точнее - намного тоньше. А все это укрепит основы характера и подготовит поведение ребенка в обществе.