Сорокина Ольга Сергеевна
Развивающая предметно-пространственная среда как фактор формирования основ финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Сущность экономического воспитания заключается в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как фактор формирования основ финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Развитие ребёнка, в том числе и по формированию основ финансовой культуры, зависит от многих факторов, в том числе и от среды, в которой оно происходит.
Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды.
2. Формы и методы формирования основ финансовой культуры в ДОУ.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы и методы его организации.
Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, значимы для ребенка, способствуют проявлению его «Я», — играм, образовательным ситуациям, ситуациям общения, проблемным ситуациям и др.
3. Содержание Центра финансовой грамотности.
Создание Центра финансовой грамотности дает возможность каждому ребенку действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами, развивать познавательную активность.
Центр финансовой грамотности содержит:
-Дидактические игры, настольно-печатные игры;
-Лэпбуки;
-Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, квест-игр;
-Художественную литературу по теме;
-Российские деньги (банкноты, монеты) разного номинала;
-Деньги разных стран;
-Пластиковые карты; кошельки, копилки;
-Картотеки дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, квест-игр;
-Картотеки экономических понятий;
-Картотеки сказок с экономическим направлением;
-Картотеки сказочных, экономических, математических проблемных ситуаций;
-Картотеки логических и арифметических задач;
-Папки с загадками, пословицами и поговорками;
-Папки с раскрасками, кроссвордами, ребусами, головоломками на финансовые темы.
4. Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ.
4.1. Дидактические игры.
Рассмотрим наполняемость РППС в группах нашего детского сада. В каждой группе создана игровая зона, которая способствует погружению детей в мир экономики.
Основной формой обучения выступает игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Прежде всего, это дидактические игры. Они направлены на формирование у детей положительного отношения к труду, результатам труда, умение планировать свои покупки, разумно тратить деньги.
С детьми 3-4 лет мы проводим такие дидактические игры: круги Луллия «Все профессии важны», «Кому что нужно для работы», «Наполни копилку», «Разложи монетки по кошелькам», «Хватит ли денег на покупки».
Для детей 4-5 лет были созданы дидактические игры «Разложи по полкам», «Разложи по тележкам», «Что где продается», «Магазин», «Дорого-дешево», «Какие бывают доходы».
С детьми 5-6 лет мы играем в такие дидактические игры: «Чьи покупки», «Хочу и надо!», «Собери сказку», «Собери купюру», «Семейный бюджет», игра-домино «Русские деньги».
Особый интерес у детей 6-7 лет вызывают такие дидактические игры: «Что можно купить за деньги, а что нет», теневое лото «Монетки», игра-домино «Деньги разных стран», дидактические игры «Покупаем одежду», «Покупаем игрушки» (на основе кругов Луллия, «Положи монетку в копилку», «Магазин».
Настольно-печатные игры представлены такими играми как «Конфетки и монетки», «Играем в магазин: покупаем одежду и обувь», «Ай да ярмарка».
4.2. Дидактическое пособие Лэпбук.
Следующая форма работы с детьми по формированию основ финансовой грамотности – лэпбук.
Дидактическое пособие Лэпбук «Профессии» предназначен для детей 3-4 лет. Лэпбук знакомит детей с профессиями «врач», «полицейский», «пожарный».
Содержит в себе:
1. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
2. Дидактическая игра «Кто что лечит».
3. Конвертик с карточками «Стихи и загадки».
4. Карточки «ПДД» и «Пожарная безопасность».
Дидактическое пособие Лэпбук «Поговорим о деньгах» предназначен для детей 5-7 лет. Одной из задач лэпбука является формирование у детей правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Содержит в себе следующую информацию:
1. Мини-книжка «Что такое деньги?».
2. Мини-книжка «Как заработать деньги».
3. Мини-раскладушка «Что такое налоги?».
4. Конвертик с карточками «Куда идут налоги».
5. Мини-книжка-раскладушка «Какие бывают деньги?».
6. Мини-плакат «Как экономить деньги?».
7. Конвертик с карточками «Пословицы и поговорки».
8. Раскраски.
Дидактическое пособие Лэпбук «Финансовая грамотность» предназначен для детей 5-7 лет. Одной из задач лэпбука является формирование у детей представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, что деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Содержит в себе следующую информацию:
1. Карточки «Что такое деньги».
2. Карточки «История возникновения денег».
3. Карточки «Где хранят деньги».
4. Российские деньги: купюры и монеты.
5. Карточки «Семейный бюджет».
6. Карточки «Деньги разных стран».
7. Картотека сказок с экономическим направлением.
8. Картотека сказочных, экономических проблемных ситуаций.
9. Карточки «Пословицы».
10. Карточки «Загадки».
11. Дидактическая игра «Найди пару» (банкноты разных стран).
12. Дидактическая игра «Необходимые и желаемые покупки».
4.3. Сюжетно-ролевые игры.
Следующая форма работы с детьми по формированию основ финансовой культуры - сюжетно-ролевые игры.
В свободное время мы с удовольствием играем с детьми в сюжетно-ролевые игры: «Профессии», «Супермаркет», «Аптека», «Почта», «Бюро путешествий». К сюжетно-ролевым играм вносится кассовый аппарат, готовятся чеки и деньги. В ходе сюжетно-ролевой игры «Банк» дети учатся пользоваться банкоматом, знакомятся с такими терминами, как «пластиковая карта», «банкомат», «вклад». Оформляется картотека экономических понятий, которую регулярно пополняют по мере изучения материала.
4.4. Подвижные игры.
В работе с детьми по формированию основ финансовой грамотности мы используем подвижные игры. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономики, игры-эстафеты, Ярмарка, квесты). Например: «Ярмарочные гуляния», игра-эстафета «Магазин» («Продукты питания», «Копилка», игра-эстафета «Хорошо - плохо», игра «Король и работники», подвижная игра «Найди пару».
4.5. Квест-игры, игры-путешествия.
Следующей формой работы работы с детьми по формированию основ финансовой культуры являются квест-игры.
С детьми среднего и старшего дошкольного возраста проводятся такие квест-игры: «Мы - строители», «Найди клад», «Путешествие денежки», «Вперед к победе», «Юный финансист», «Путешествие в страну Экономики» и др.
Заключение.
Таким образом, образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме непосредственно образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде.
Спасибо за внимание!