Оьлмесхан Садыкова
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в группе организована развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует повышению эффективности реализации АООП ЗПР и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением, возможность самовыражения детей. В группе мною оборудованы развивающие центры : логико-математический, центр конструирования, лаборатория, центр развития речи и библиотека, центр патриотического воспитания, центр безопасности, центр сюжетно-ролевой игры, театра и музыки, центр творчества, физкультурно-оздоровительный центр и уголок уединения.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
В целях формирования общих представлений о своеобразии природы Таймыра, воспитания позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней мною оборудован и оснащен регионально-патриотический модуль, который создан в нашей группе с учетом возможностей каждого воспитанника, стимулирует познавательную активность дошкольников с ЗПР, способствует развитию восприятия, памяти и речи. Содержательный компонент РППС участвует в формировании базовых нравственных ценностей детей, способствует накоплению опыта.
Игровое оборудование и пособия в центре сюжетно – ролевой игры размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы» с учетом возрастных и гендерных различий дошкольников. Центр оборудован большим количеством различных сюжетно – ролевых игр, переносных игровых модулей, маркеров игрового пространства.
Центр конструирования оснащё н разнообразным конструктивным материалом: крупный строительный материал, деревянные конструкторы, пластмассовые конструкторы, конструктор-лего, шиповый конструктор, геометрические мозаики, мягкий конструктор, железная дорога; схемы, альбомы моделей построек; мелкие игрушки для обыгрывания построек, люди разных профессий, макеты домов.
В группе создан содержательный модуль безопасности и ПДД, который включает игровой и дидактический материал: игровое пособие «Улица города» предназначено для моделирования игровых ситуаций; лепбуки «Правила дорожные», «Школа Аркадия Паровозова», «Машина»; методические пособия «Дидактические Фартуки «Светофорка» «Трехглазый помощник» используют при: ознакомлении с новой информацией, при закреплении имеющихся знаний, при отработке практических умений для активизации познавательных, мыслительных процессов; мнемотаблица облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, способствует развитию речи, моторики, эмоционального восприятия.
Для организации опытно-экспериментальной деятельности детей оборудован центр лаборатория, предназначенный, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности детей. Он снабжен природным материалом (камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т. д.); утилизированным материалом (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.); медицинским материалом (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши, и т. д.); приборами-помощниками (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды); прочим материалом (зеркала, масло, мука, соль, сахар, ситечки, линейки, сантиметровые ленты и т. д.); дополнительным оборудованием (детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения). В центре организовано место для хранения приборов и материалов, а также место для проведения опытов. Материал, находящийся в центрах экспериментирования соответствует особенностям развития детей.
Для развития и коррекции речи детей в группе оборудован речевой центр.
Наполняемость речевого центра осуществляется по разделам: артикуляционная гимнастика в картинках, мелкая моторика, дыхание, высшие психические функции, фонематический слух, лексика; каталог игр по звуковой культуре речи; словесные дидактические игры; предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов; зеркало и индивидуальные зеркала.
Дидактическое оснащение центра соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
ля формирования многих функциональных умений и навыков дошкольников предметно – развивающая среда группы оснащена пособиями визуального расписания, наиболее эффективного способа упорядочить образовательную и бытовую деятельность детей. Визуальное расписание позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, п которые необходимо выполнить на занятии, учит переходить от одного задания к другому.
Осуществление коррекционной направленности при организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе также реализуется через создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности, профилактики появления зрительного утомления.
Созданное в группе компенсирующей направленности единое, оптимальное пространство, направленно на поддержку и развитие детской инициативности, самостоятельности, социальной и творческой активности. Каждый компонент РППС предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда дает возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.