Наталья Тюрина
Конспект «Развивающая направленность, преемственность и креативность музыкально-ритмических движений». Часть 4
Ход занятия.
Дети входят в зал и встают шеренгой у центральной стены.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята.
(Поклон мальчики, реверанс девочки).
До чего же хороши эти удивительные сказки! Давайте вспомним, как называется сказка, которую мы с вами сочинили?
Дети. В стране царя Холода.
Музыкальный руководитель. Кого выручали дети из холодного царства?
Дети. Солнышко.
Публикация «Конспект „Развивающая направленность, преемственность и креативность музыкально-ритмических движений“, Часть 4» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкально - ритмические движения
- Темочки
Музыкальный руководитель. Я предлагаю вам сегодня эту сказку станцевать!
Был замечательный, солнечный день! Дети оделись (имитируют движения) и вышли на улицу. Мелодия песни «Снежная песенка» сл. С. Богомазова, муз. Д. Львова-Компанейца. Дружно лепили снеговика, радовались, что снеговик получился красивый-красивый и весёлый. (Имитируют движения).
Потом катались на коньках, «Вальс» муз. В. Вебер.
И не заметили как исчезло солнце и начал падать снег. «Вальс снежных хлопьев» муз. П. Чайковского.
Метель успокоилась. Дети спрашивали друг друга (жесты) : «Куда делось солнышко?» Они были дружные и смелые и решили идти выручать солнце.
Шли они по глубокому снегу, «Гавот» муз. А. Глазунова.
Тяжело идти. Поехали на лыжах, «Метелица» русская народная мелодия.
Вот лыжники бегут, бегут по узкой дорожке петляя. Тут поворот налево, тут поворот направо. Выехали на ровную дорогу. А мороз крепчает, снег под ногами поскрипывает. Побежали, что бы согреться, «Горошины» муз. П. Чайковского. (Переходят на шаг).
И вдруг перед ними появился ледяной замок, а из замка вышел царь Холод.
Царь. Что за гости ко мне пожаловали? Зачем нарушили покой моего царства?
Музыкальный руководитель. Поклонились дети царю (поклон). Мы пришли за солнышком. (Жест просим).
Царь. Здравствуйте! (Поклон). Солнышко захотели? Сейчас я превращу вас в снеговиков и льдинок. (Даёт шарфики и ледяные бусы). И пока не выполните задания не расколдую и не верну солнышко.
Послушайте, что это за музыка и расскажите о ней. «Менуэт»муз. В. Моцарта
Дети. Это танец. Характер торжественный, музыка важная, гордая, неторопливая. Танцуют «Менуэт».
А теперь исполните на музыкальных инструментах весёлую музыку.
Дети исполняют музыку «Латвийская полька».
Царь. Порадовали меня. И последнее задание. Поиграем в игру «Скульпторы». Вы будете лепить фигуры из «снега», а я буду отгадывать, что вы слепили. (Дети встают по двое, один «снег», другой скульптор, потом меняются местами). Справились с заданием. Зовите солнышко. Оно вас и расколдует.
Дети поют русскую народную попевку «Солнышко».
(Царь одевает на ребёнка корону и накидку).
Царь. Вот ваше солнышко, а мне пора уходить, солнце мне вредно. До свидания. (Поклон. Уходит и меняет декорацию на цветочную поляну).
Дети. Поклон.
Музыкальный руководитель. Дети обрадовались, что выручили солнышко и стали водить вокруг него хоровод. «Песня про солнышко»сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.
Музыкальный руководитель. Понравилась солнышку песня детей. Пригрело
оно землю, расцвели цветы и запорхали над ними разноцветные бабочки.
«Звёзды в твоих очах»муз. П. Мориа.
Музыкальный руководитель. Дети сумели преодолеть все преграды. А любовь, дружба, добро, тепло сердец помогли вернуть солнышко.
Вот и закончилась наша сказка. Понравилось вам танцевать? (Ответ детей)
Мы будем ещё сочинять сказки, и танцевать их. До свидания.
Поклон. Дети выходят из зала.
Занятие по музыкально-ритмическому движению
на развитие творчества
для детей старшего возраста «Сказочные герои».
Программные задачи.
Формировать навык приёма «превращение», который помогает понять характер образа, учит владеть телом и развивает воображение.
Развивать творческую активность, внимание, воображение, память, мимику,
умение отображать в этюдах взаимодействие с товарищем, с группой, с окружающим пространством.
Двигаться в ритме звучащей музыки.
Материал и оборудование.
Иллюстрации к сказке «Репка».
Ход занятия.
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята.
(Дети выполняют поклон). Все вы хорошо знаете русскую народную сказку «Репка». Давайте вспомним, с какими героями мы познакомились, какие они по характеру? (Дети отвечают). А какая у каждого персонажа может быть музыка?
Дети. У деда и бабки неторопливая, характер спокойный, добрая. У внучки, и Жучки характер бодрый, музыка задорная, весёлая. У кошки - ласковая, мягкая, характер спокойный. У мышки - бойкая, резвая, звонкая.
Музыкальный руководитель. Видите, какие разные герои сказки. Они по- разному ходят, говорят, двигаются. Давайте встанем в круг, и будем поочерёдно превращаться в разных героев. (Сначала дети пробуют показать движения без музыки, затем звучит музыка и дети выполняют движения. Музыкальный руководитель отмечает детей, у которых движения были более похожи на движения персонажей, показывает движения не использованные детьми). В танцевальных движениях можно использовать подговорки.
Когда в сознании детей зафиксируются нужные виды действий можно проводить игру «Угадай-ка». Музыкальный руководитель встаёт впереди детей и ведёт их по залу. По его команде игроки должны вообразить себя тем героем, имя которого назвал ведущий и продолжать двигаться так как двигается названный персонаж. А затем дети должны узнавать музыку персонажа и двигаться соответственно ей.
Затем проводятся упражнения на восстановление дыхания.
Музыкальный руководитель. Вы все сегодня старались, правильно изображали героев сказки, слушали музыку. Мы ещё продолжим на следующем занятии знакомиться с персонажами сказки. До свидания!
Поклон. На первом занятии знакомить детей с двумя персонажами. Это занятие как и последующие, подготовка к исполнению балета «Репка» на
музыку С. Горячева.
5.4.3. Композиции движений.
Танцевальная композиция на музыку И. Штрауса
«У прекрасного голубого Дуная». Вальс.
Вступление. Выходят и встают парами по кругу. Ноги в 6 позиции. Левая рука у мальчиков за спиной, у девочек правая рука за юбочку.
1 часть.
1т – стоят.
2т – 15т – шаг вальса.
16т – 32т – обводка.
33т – 40т – качели.
41т – 49т – кружение на носочках парами, руки в стороны, кисти раскрыты.
2 часть.
1т – 4т – балансе.
5т – 8т – кружение в парах.
9т – 12т – балансе.
13т – 16т – кружение в парах.
1часть.
1т – мальчики встают на правое колено руки за спиной.
2т – 4т – девочки на носочках обегают мальчика.
15т – мальчик встаёт лицом в круг, девочка к нему спиной.
21т – 24т – мальчик поднимает правую руку, девочка левую – соединить,
мальчик левую, девочка правую – соединить.
25т – 33т – девочка разворачивается к мальчику лицом, руки соединены, затем снова спиной, руки соединены.
34т – 41т – мальчик, правой рукой держит левую руку девочки, девочка кружится под рукой.
42т – 49т – кружение в парах.
2часть.
1т – 8т – мальчики стоят, руки за спиной, девочки идут шагом вальса, руки за юбочки, до своего мальчика.
9т – 16т – кружение в парах.
Поклон мальчики, реверанс девочки.
Танцевальная композиция на музыку «Менуэт» В. Моцарта.
На первую часть дети парами идут по кругу шагом менуэта.
НА вторую часть выходят парами на середину зала, встают лицом друг к другу соединяясь правыми руками.
Третья часть 12т – шаг навстречу правой ногой.
3 – 4т – поклон, правая нога впереди, центр тяжести перенести на левую ногу,
выполняя на ней деми-плие.
4 – 8 т – поменяться местами, руки соединены в заниженной второй позиции.
Повторить третью часть.
Первая часть 1 – 4 т – шагом менуэта пары расходятся вправо и влево через одну, правые руки соединены вверху.
5 – 8т – кружатся парами, руки соединены вверху, кисти «бабочки».
Вторая часть 1 – 2 т – правой ногой выполняют движение «пике» пять раз, на шестой приставляют правую ногу к левой. (Руки в сторону кисти чуть подняты).
3 – 4 т – выполняют деми – плие с лёгким наклоном головы.
5 – 8 т – повторяют движения 1 – 4 т с левой ноги.
Третья часть 1 – 4 т – девочки кружатся вокруг себя, руки в третьей позиции.
Мальчики выполняют поклон, правая нога впереди, центр тяжести перенести на левую ногу, выполняя на ней деми-плие, руки в сторону, кисти чуть подняты.
5 – 8 т кружатся парами, руки соединены вверху, кисти «бабочки».
Первая часть 1 – 4 т – идут в линии, руки соединены вверху.
5 – 7 т – выполняют поклон, на 8т встают.
Мальчики провожают девочек на свои места.
6. Выводы.
Занимаясь с детьми вот уже несколько лет по этой теме, я пришла к выводу,что система углублённых, поэтапных занятий музыкально-ритмическими движениями с детьми, начиная с раннего возраста, помогает развивать музыкальность, умение слушать и воспринимать музыку. Развивает память, внимание, фантазию, воображение, эмоции, пластичность, ловкость. Тренирует волю, воспитывает вежливость, культуру движений и поведения, умение ориентироваться в пространстве. Использование художественной музыки формирует подвижность нервных процессов, координацию движений, формирует вкус.