Оксана Хорохова
Развивая мелкую моторику, развиваем речь (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Хорохова Оксана Валерьевна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик», г. Лесосибирск, Красноярский край
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Развивая моторику, мы повышаем тонус коры головного мозга, развиваем речевые центры, стимулируем развитие речи ребенка, улучшаем артикуляционную моторику, развиваем чувство ритма, координацию движений, подготавливаем руку к письму, повышаем мотивацию детей к занятиям. Сегодня, наблюдая за современными детьми и ежегодно диагностируя их для поступления в речевую группу, я замечаю, что все чаще поступают в детские учреждения дети со слабой моторикой рук, моторно неловкие, с задержкой речевого и познавательного развития. Проводя работу по развитию мелкой моторики, убедилась, что специально подобранные игры и упражнения значительно улучшают произношение многих звуков. В коррекционной работе с детьми широко использую Су-Джок терапию. СуДжок терапия – одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Заметила, что массаж шариками Су-Джок высокоэффективен, универсален, доступен, абсолютно безопасен и очень нравится детям. Играя с детьми в пальчиковые игры, большое внимание уделяю массажу самих пальцев. Все игры сопровождаю стихотворениями, что помогает формированию и совершенствованию чувства ритма. Детям очень нравится играть с тактильными дощечками с различными поверхностями, создавать на ткани изображения и узоры из цветных нитей. Вместе с детьми играем в «обмоталочки», перематывая клубочки ниток; мастерим маме «бусы» из крышек от фломастеров, выкладываем ожерелье из ракушек. А также рисуем на манке разные изображения, пополняя активный словарь, перебираем крупы, играя в «Золушку». Заметила, что, поставив грамотно перед детьми задачу, они с интересом погружаются в ее выполнение. Используя в своей практике нетрадиционный материал, стимулирую у детей умственную деятельность, снижаю психоэмоциональное напряжение, работаю над координацией движений пальцев рук, расширяю у детей словарный запас.
Публикация «Развивая мелкую моторику, развиваем речь (из опыта работы)» размещена в разделах
В последние годы в отделах для творчества можно легко приобрести элементы декора, чем я активно и пользуюсь. Эти предметы-игрушки эстетичны, интересны, приятны и дети очень любят ими играть. Использую их не только для выкладывания в разных вариациях, но и как счетный материал при работе над согласованием существительных с числительными; как поощрение при работе над фонематическим слухом (дети соревнуются в придумывании слов на заявленный для них звук). По такому же принципу работаем и с кристалликами, и с яркими пуговицами, камешками. Очень нравится детям сжимать детский эспандер, сопровождая стихотворением, а затем после активного сжатия расслаблять мышцы рук с помощью резиновой «травки», поглаживая ладонью под приговорку. Широко использую резиновый коврик с отверстиями в виде пчелиных сот. Дети, перебирая пальчиками попеременно каждой рукой, «залетают» в соты под приговорку. Важно, чтобы не было повторений одних и тех же пальцев. По данной игре можно проводить диагностику, так как моторно неловких детей видно сразу. Активно использую в своей работе и обычный граненый карандаш. Огромное количество упражнений с ним («Качели», «Насос», «Крючки», «Циркач», «Дудочка» и др.) позволяют без особых затрат и приготовлений поиграть с детьми. В своей работе использую и другие предметы:
• семена, косточки;
• наборы мячиков для тренировки мускулатуры кисти руки, самомассажа;
• наборы веревочек, шнурков для завязывания узелков;
• наборы счетных палочек разного цвета;
• мягкая проволока для создания узоров;
• изготовление бус из бусин, порезанных колпачков от фломастеров;
• ниткография, игры-шнуровки, пуговицы, прищепки. Взаимодействуя с воспитателями и родителями, я использую как подручный, так и фабричный материал для развития мелкой моторики.
Мной систематизированы и широко применяются в работе с детьми различные игры и пособия по данному направлению, разработана система коррекционных упражнений. Благодаря усилиям воспитателей и родителей в группе пополняются самодельные игры, ничуть не уступающие фабричным, а в некоторых случаях и интереснее последних. Как результат, значительное улучшение речи детей, их интереса к играм. Понимая важность и значимость по данному направлению, продолжаю приобретать и создавать игры на развитие мелкой моторики своими руками.
Список литературы:
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. – 1990. – №8. – С. 62 – 65.
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей. – М., 2003. – 136 с.
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Жукова О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание. – 2006. – №11. – С. 14 – 16.
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М., 1993. – 132 с.
6. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3. – С. 28 – 35.
7. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизиологическом развитии дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1. – С. 60 – 64.
8. Рузина М. С., Афонькина С. Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых. – СПб: Кристалл, 1997. – 336 с.
9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб: Лань, 1996. – 32 с.