Александра Станиловская
Мастер-класс для родителей «Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях»
Воспитатель: Станиловская Александра Николаевна
Цель: Знакомство родителей с методами и приемами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях
Задачи:
• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
• научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2019
• установить контакт между родителями и педагогами.
Оборудование: мячи (каучуковые, колючие, рифлёные); крупные, длинные бигуди; прищепки – для развития координации движений пальцев рук; счетные палочки; зубные щетки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней; бусы; резинки для волос; шестигранные карандаши; грецкие орехи, шишки, фасоль – «сухой бассейн»
Ход деятельности
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).
Добрый день, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».
Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Про значение развития мелкой моторики рук у детей мы говорили на родительском собрании. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях.
1. Самый известный метод – это пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• развивает тактильную чувствительность;
• снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибать пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. - ходьба пальчиками по столу
Бабу снежную лепили. - имитировать лепку комков
Птичек крошками кормили, - крошить хлебушек всеми пальчиками
С горки мы потом катались.
Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу валялись.
Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли, - отряхивать ладошки
Съели суп и спать легли.
Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку
2. Самомассаж ладоней и пальцев рук
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щеткой).
• Самомассаж ладоней щёткой для волос
«Ежата»
Гладит мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
• Самомассаж зубной щёткой
(Родители берут в руки зубную щётку.)
Плывёт зубная щётка, (Растирают щеткой подушечки)
Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой
Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца
По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.)
А. Дорогавцева
(Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.)
• Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Колючий ёжик
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.
(Шарик между ладошками вперед, назад.)
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Шарик между ладошками круговые движения по ладони.)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Движения по пальцам правой руки, затем левой.)
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.)
• Самомассаж с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
(Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Кыш!
Кусается больно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я не играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! О. Крупенчук
Гусь
Гусь стоит и все гогочет-
Ущипнуть тебя он хочет!
Кусь, кусь, кусь!
Никого я не боюсь!
А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления, мелкой моторики рук. Играя с ребенком, не забывайте сопровождать все свои действия речью.
• Массаж шестигранными карандашами.
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
• Массаж бусами
Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
3. Игры с крупами
Крупы:
• перебирать как Золушка;
• сделать поделки;
• проложить дорожку;
• рисовать крупами.
Предложить родителям игру «Поиск сокровищ»
В сухой бассейн – емкость с крупой спрятаны мелкие игрушки. Задача родителей найти их.
4. Игры с резинками
1-й вариант. Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант. Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
3-й вариант. Для игры необходимы клубок и резинки для волос. Используя,все пять пальцев правой руки нанизываем резиночку на клубок. И так пока не кончатся все резиночки. Затем руку меняем
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять!
Дети проговаривают стихотворение и поочередно одевают резинку на пальчик, а потом снимают
Для родителей :
• Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
• Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
• Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных.
Вывод: данные упражнения развивают у детей не только тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения в будущем.
Рефлексия
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове-эстафете, которое начинается с фразы: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)