Наталья Лепихова
Консультация для родителей «Развивайте речь дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему ребёнку пошёл пятый год. Вы замечаете, как много новых слов и даже выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но и сложные предложения. Ребёнок чище и внятнее произносит звуки, которые ещё совсем недавно не мог выговорить.
Но вслушайтесь в речь сына, дочери. И вы заметите, сколь скудны ещё познания ребят о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями (он пошёл, потом она сказала, он упал, нарушает порядок слов в предложении («Что ли мы пойдём в магазин?») и т. п. Типичны затруднения детей и в употреблении склонений и спряжений, особенно в таких сложных случаях, как хотеть-хотят, ходить-ходят, цыплёнок-цыплята, котёнок-котята-котят (котёнков) и т. п. Уровень развития детей даже одного возраста различен. Как быть, если ребёнку с трудом даётся произношение таких трудных звуков, как с, ш, ж, л, р? Специалисты считают, что к пяти годам дети должны произносить чётко все звуки речи. А ваш ребёнок - исключение из этого правила. Как тут быть? Одними замечаниями «говори правильно», «говори вот так» дело не поправить. С таким дошкольником нужно специально заниматься. Следует к логопеду. Он даст совет, приведёт с ребёнком цикл занятий или порекомендует поместить его в логопедическую группу детского сада. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок, имеющий недостатки в произношении звуков, будет делать ошибки при письме. Он может страдать и от сознания своего несходства со сверстниками, ощущать свою неполноценность. В дальнейшем это отразится на выборе профессии и коммуникативном общении.
Публикация «Консультация для родителей „Развивайте речь дошкольника“» размещена в разделах
Под влиянием взрослых членов семьи дети начинают устанавливать причинно-следственные связи (потому что, оттого, что); делать первые обобщения (шапка, шуба, варежки, шарф—всё это зимняя одежда, сравнивать предметы (чем похожи, чем отличаются ложка столовая от чайной, варежки от перчаток).
Четырёх летних недаром называют «почемучками». Все их вопросы направлены на утоление жажды познания—как можно быстрее обо всём узнать, всё постичь. Вопросы «зачем?», «почему?», «когда?» так и сыплются на родителей. Почему идёт дождь, гремит гром, почему не падает солнце, когда бывает завтра, откуда берутся реки, моря, дети и т. д. Не отмахивайтесь от детских вопросов, не отделывайтесь шуткой или «вырастишь узнаешь»--ответ требуется сегодня. Да, утомительно отвечать на вопросы детей. Но отвечать надо, и отвечать терпеливо, серьёзно. Не удовлетворяя детское «почему», мы глушим любознательность, не даём поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие.
В одной семье сын-дошкольник без конца задавал вопросы. Он спрашивал «почему» даже после того, как, по мнению отца, дан был исчерпывающий ответ. Отец не понимал, что сыну важно было не только получить ответ на интересующие его вопросы. Это был способ продлить общение с отцом, которого ребёнок редко видел. Однажды на очередное «почему» сына отец ответил: «Потому что перпендикуляр!» Ребёнку было непонятно значение брошенного отцом слова, но он уловил интонацию, с какой оно было сказано. Сын стал меньше задавать вопросов, но отец этого не заметил. Как-то ребёнок оставил игрушки неубранными. «Костик, ты почему не убрал игрушки?»--Спросил отец. «Потому что перпендикуляр!»--чётко выговаривая новое слово ответил сын. Этот урок, преподанный сыном, заставил отца пересмотреть своё отношение к общению с мальчиком.
В повседневном общении с ребёнком мы обогащаем его словарь Ненавязчиво, без принуждения можем многому научить.
Допустим, мама, разговаривая с дочерью, вдруг говорит ей: «У нас есть девочка, волосы у неё светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, туфельки. Кто же это?» Оля задумалась, но заметив лукавинки в маминых глазах, поняла, что речь идёт о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку»,--предложила мама. «О чём загадать?»--спросила девочка. «О чём хочешь». Оля попыталась загадать «ответную» загадку о маме, но это у неё не получилось. Потом она бросила взгляд на лежащий рядом на полу мяч и сказала: «Красный, круглый, большой. Им играют». – «Упругий, резиновый, скачет по полу», – добавила мама.
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. Например, в играх «Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» и другие (их можно придумать вместе с ребёнком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заменить цвет и его оттенки (небо синее, голубое,тёмно-синее, чёрное).
Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребёнком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает лёгким, тяжёлым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т. д.). Правомерен вопрос родителей : «Где найти время для занятий с ребёнком?» Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером в кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания.
Детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Для закрепления названий овощей, фруктов, их качества, цвета, величины, вкуса можно в течении 7-10 минут поиграть в игру «Чудесный мешочек».
Заранее позаботьтесь о том, чтобы игра получилась интересной, порадовала ребёнка. Приобретите яркий полотняный мешочек, затягивающийся шнуром (пригодится он не один раз). Положите незаметно в него средней величины мытые свежие овощи: лук, огурец, свёклу, морковь, картофель, помидор — или фрукты: яблоко, грушу, сливу, что-то ещё. Можно положить предметы и на тарелку, накрыв их салфеткой, чтобы не было видно.
Ребё нку скажите: «Посмотри, какой у меня красивый мешочек. Он не простой, чудесный. В нём что-то есть, а что узнай сам. Сначала пощупай мешочек снаружи потом внутри, не глядя в мешок, скажи, что нашёл, затем достань. Что ты достал? Какого цвета? Какой формы? Потрогай, скажи, гладкий или шероховатый, попробуй на вкус. Например ребёнок достал яблоко. Что о нём можно сказать? Оно красное, круглое, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое. Где растут яблоки, что из них можно приготовить? Если ребёнок затрудняется, подскажите ему. Выложите фрукты на стол. «Как одним словом назвать всё это?»
Подобные игры можно проводить с овощами, с кукольной посудой, с мелкими игрушками. Не будет лишним загадать при этом загадки о группе предметов с которыми вы играете. Они развивают мышление, пополняют словарь.
Круг таких игр можно расширить. Например, игра «Угадай, что где растёт?» (в поле, в лесу, в парке, на лугу, в саду, в огороде). Во время прогулки познакомьте ребёнка с названиями деревьев — сосна, ель, берёза, липа, клён. Предложите малышу: «Спрячься за сосну, а теперь за берёзу. Сравни сосну и берё зу: чем похожи, чем отличаются. Как одним словом назвать их?»
Вспомните и загадайте несколько загадок: «Зимой и летом одним цветом»; «Белая скатерть всё поле покрыла». Обратите внимание на то, что в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится.
Приведите пословицы и поговорки. Например: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Поспешишь- людей насмешишь», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» и т. п. Язык их образен, лаконичен, богат разнообразными звуковыми сочетаниями. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговорах с ребёнком.
Работа с книгой является одним из методов развития связной речи.
К сожалению прочтение книг часто заменяется просмотром телепередач или компьютерными играми, которые часто влекут за собой негативные последствия.
Значение для развития ребёнка яркого образного языка стихов, сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Пусть ребёнок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей- А. Пушкина, Ф. Тютчева, И. Никитина, С. Есенина и других. Читайте народные русские сказки, сказки других народов мира.
Многие поколения детей воспитывались на сказках К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, братьев Гримм, Перро, Андерсана и др.
Художественная проза и поэзия пробуждают в ребёнке лучшие лучшие чувства, такие как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь. Хорошо, если вы приобретёте стихи, сказки, записанные на аудио и видео кассетах. Ребёнок слушает их в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, что естественно, усиливает воздействие на его воображение, чувства, выразительность речи.
Если вы впервые знакомите сына или дочь с новой книгой, дочитав её до конца, отложите на время. Надо дать ребёнку возможность осознать и пережить услышанное. Не следует и спрашивать, о чём эта книга, чтобы не разрушить эмоциональное состояние, вызванное прочитанным. Затем можно снова обратиться к чтению этого произведения второй и третий раз.
Чтение книги не терпит спешки. Необходимо отложить все дела и почитать 15-20 минут детям двух-четырёх лет и полчаса старшим дошкольникам. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно.
Если книга прочитана не в первый раз не спешите закрывать. Спросите ребёнка, о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Можно спросить какими словами говорится о весне, о лете, о герое. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций, спросите, кто это, что делает, куда идёт, что было потом и т. д. Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержания, яснее представить описанные в нём природу,
конкретную ситуацию, в которой действуют герои.
Если произведение небольшое, пусть ребёнок повторяет за вами или вместе с вами отдельные слова, повторы, например: «Жили-была коза. Сделала она в лесу избушку».
Приобретите в библиотеку вашего ребёнка книги о природе Е. Чарушина или В. Сутеева, ими же самими иллюстрированные, предлагайте их для пересказа. Предположим, вы выбрали книгу Е. Чарушина «Курочка». Прежде чем читать, загадайте загадку: «Клохчет, квохчет детей созывает, всех под крыло собирает». Рассмотрите картинку: какая курица (пёстрая, разноцветная, большая); какие цыплята (жёлтые, пушистые, маленькие).
Прочитайте сказку.
«Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пё рышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох!» - это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глазик выглядывает.
А два цыплёнка не послушали своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на голову капает?»
Спросите: про кого читали? Почему цыплята спрятались под крылышки мамы? Кто не спрятался, почему? Что делают цыплята?
Можно сказать: «Бабушка (папа, дедушка) не слышали сказку. Расскажи им сам».
Непросто передать словами даже и такой небольшой текст. Не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять дошкольника в разных приёмах пересказывания, прежде чем он сам справится с заданием. Похвалите ребёнка, чтобы не отбить желание выполнять столь непростую задачу.