Наталья Савельева
Развивайте своего малыша. Консультация для родителей детей от трёх месяцев до четырех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Я логопед со стажем более 30 лет. Работаю в детском саду. В этом году по воле случая попала в группу детей 1,5 – 2 лет (группу кратковременного пребывания).
И, оказалось, что из 30 детей группы только 4 говорят слова и, крайне редко, фразы из 2-х слов. А остальные либо совсем молчат, либо используют звукоподражания.
И это при том, что словарный запас ребенка 1,5 – 2 лет должен быть примерно равен 40 – 100 словам. А при хороших обстоятельствах развития - и 300 словам. Главное, чтоб малыш мог сочетать эти слова по смыслу, улавливать смысл сказанного. То есть, в 2 года должно интенсивно развиваться понимание речи.
Публикация «Развивайте своего малыша, Консультация для родителей детей от трёх месяцев до четырех лет» размещена в разделах
Речь – сложная функциональная система. Её материальной базой являются клетки коры головного мозга. Возникнув изначально на сохранной материальной базе, речь сразу же начинает оказывать существенное влияние на ее дальнейшее развитие.
Процессы развития речи изучали очень многие психологи и лингвисты. Исследуя этапы психического развития, Вильям Штерн подчеркнул, что наиболее важным из них является этап, связанный с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название.
Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два – три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя.
Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.)
Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, показали, что все психические процессы у ребенка (мышление, восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.
В своей работе «Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста» В. С. Мухина подчеркивает: «Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка».
Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует.
Данные последних исследований говорят, что у нынешних дошкольников речь развита значительно хуже, чем 20 лет назад. Каковы же причины этого? Их достаточно много: родовые травмы, наследственность, экология. Но основной считают то, что родители мало общаются с детьми, уделяют им мало времени. Родители и дети охотнее общаются с компьютером, чем друг с другом. Взрослые не делают малышам массаж пальчиков ручек, не поют с ними песни, не учат потешки, стихи. Не «пестуют» малышей с самого раннего детства, как это было.
Да, сейчас время больших скоростей и интернета. Но телевизор и компьютер не вызывают желания говорить, и далеко не лучшие друзья для детей. Ребенок не слышит речи, молча играет в наблюдателя. Отсюда и проблемы.
Итак, одно из главных решений проблемы - внимание родителей к своим детям. Когда родители постоянно общаются с ребенком, отвечают на все его «почемучки», замечают внутренние изменения, то и проблем с психикой и речью нет.
Это особенно актуально для детей раннего возраста, так как в этот период ребенок постоянно находится дома, в семье.
Начинайте развивать своего малыша с самого рождения. А помогут вам в этом две замечательные книги (я не отвергаю любые другие).
Первую книгу уже можно использовать спустя несколько месяцев после рождения ребенка. Ее написали логопед-методист Смирнова Л. Н., врач-педиатр Овчинников С. Н. при участии психолога И. В. Писаревой. Эта увлекательная и полезная книга явилась результатом сотрудничества данных авторов. Она называется «Малыш начинает говорить». Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет (см. слайд 2). В книге представлена поэтапная программа работы с ребенком. Например, программа первого полугодия называется «Готовимся заговорить» и включает в себя:
озвучивание режимных моментов;
физкультуру для речевых мышц;
массаж лица и кистей рук;
звучащие игрушки, музыку, аудиосказки;
речевые игры с малышом
Обязательным условием является речевое сопровождение каждого приема рифмованными миниатюрами и короткими фразами (см. слайд 3). Не правда ли: это похоже на песенки – пестушки наших бабушек (а возможно и пра-прабабушек?
Программу второго полугодия авторы называют «Речевой старт». Для накопления предметного словаря предлагают игры в ванной, на кухне, в быту, на прогулке, с частями тела. Рекомендуют методику, которую называют интерактивным чтением (см. слайд 4). Эта методика должна вызывать у маленького слушателя речевую инициативу. Такое совместное чтение представляет собой комплекс приемов, стимулирующих речевое и мыслительное развитие :
- эмоциональные возгласы
- жесты и мимика
- взгляд в глаза ребенка и нежные прикосновения к нему
- прикосновение пальчиками малыша к предметам на картинке
- опорные картинки-помощники
- пауза перед словом
- побуждающие вопросы
- восхищение и похвала.
Не буду подробно излагать содержание всей книги. Она насыщена преимущественно практическими упражнениями для малышей. Разнообразный речевой материал подается в забавной игровой форме. Также приводится много полезных высказываний педагогов, психологов, философов, логопедов. Занимаясь с вашим ребенком по этой книге, вы не только обогатите его словарный запас, научите правильно изменять слова, пользоваться предложно-падежными формами, говорить фразой, но прежде всего, будете развивать его мышление, внимание, память, формировать любознательность, интерес к занятиям в будущем.
Второй такой же замечательной книгой для развития малыша полутора – трех лет является «Альбом по развитию речи для самых маленьких», авторами которого являются С. В. Батяева и Е. В. Савостьянова.
Здесь очень компактно представлены упражнения
а) на развитие общей моторики (см. слайд 5)
б) пальчиковые игры (см. слайд 6)
в) дыхательные упражнения
г) артикуляционные
д) звуки и звукоподражания и кто как голос подает (см. слайд 7)
Далее даются картинки предметов с постепенно усложняющейся звуко-слоговой структурой. Это очень полезный материал, так как звуко-слоговой анализ у многих малышей формируется с задержкой по причине запоздалого созревания клеток речевой зоны коры головного мозга. Сначала предлагаются двухсложные слова с двумя открытыми слогами типа «баба», «коса»; далее односложные с закрытым слогом типа «дом». И далее постоянно усложняющиеся слова: майка, диван, бублик, колобок, конфета, ботинки и т. д. Параллельно дается материал для их закрепления: чистоговорки, предложения, небольшие рассказы, стихи, сказки.
В книге также помещен материал на закрепление основных цветов (красного, зеленого, желтого и синего)
Приведенные примеры образцов заданий данного альбома уже продемонстрировали Вам, дорогие родители, их простоту и увлекательность.
Буду очень рада, если Вы воспользуетесь моими советами, и они окажутся полезными для вас.
Используемые пособия и литература:
1. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких» М., РОСМЭН, 2012;
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. М., «Педагогика»
3. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. «Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет» М., АСТ: Астрель, 2012
4. Эльконин Д. Б. «Некоторые вопросы диагностики психического развития детей» в сборнике «Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей», М., 1981