Костромитина Анна
Консультация «Развиваемся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Костромитина Анна Сергеевна, воспитатель МБДОУ Д/с №95
Всемирно известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств. В игре реализуется потребность воздействия на мир. Именно поэтому, самая главная задача воспитателя и родителя - научить ребенка играть. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается и обучается только посредствам игры. И в этом ему помогают развивающие игры. Они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша.
Публикация «Консультация „Развиваемся, играя“» размещена в разделах
Вопрос: зачем логическое мышление маленькому ребенку? Дело в том, что каждый возрастной этап формирует свой «пласт» на фундаменте которого осуществляется переход к следующему возрастному этапу.
Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. И все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная, внимание, наблюдательность, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, логику, закрепить знания о цвете и многое другое. Дети трёх летнего возраста способны решать дидактические задачи, поэтому в работу с детьми можно смело включать развивающие игры.
Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, т. е. тем, для чего она создана.
Цель детской игры имеет 2 аспекта: воспитательный, это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям и познавательный, то чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.
Подбирая развивающие игры, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности каждого ребенка. Тогда занятия принесут максимум пользы
Главный принцип в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному).
Поэтому: на I этапе обучения детей развивающим играм предлагаю следующие игры:
«Цветные фигуры»
Цель: учить раскладывать разноцветные геометрические фигуры на игровом поле по смыслу, развивать логическое мышление и внимание.
Правила игры очень просты: надо всего лишь расставить разноцветные круги, квадраты, прямоугольники и треугольники в подходящие по смыслу места на игровом поле. Чтобы определить, куда нужно ставить ту или иную геометрическую фигуру, необходимо обратить внимание на значки, расположенные рядом со строками и столбцами. Например, если пустая ячейка находится на пересечении строки с красным цветом и столбика с изображением квадрата, то в неё нужно поставить красный квадрат. Пройдя эту игру, ты научишься сортировать предметы сразу по двум свойствам - цвету и форме, и, конечно же, станешь намного внимательнее!
«Найди окошко для паровозика»
Цель: учить детей соотносить геометрические фигуры с формой и цветом.
«Посади бабочку на листок»
Цель: учить детей группировать предметы по цвету и размеру.
Освоив игры простые по содержанию, перехожу к следующему этапу
II этап
В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники.
На этом этапе усложняю задачу и для детей предлагаю следующие игры:
«Разложи геометрические фигуры в порядке убывания, возрастания»
Цель: учить раскладывать геометрические фигуры в порядке убывания и возрастания, развивать логическое мышление и внимание.
«Продолжи узор»
Цель: научить находить закономерность, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, память.
«Выложи узор на салфетке»
Цель: учить ориентироваться на плоскости, пользоваться словами (вверху, внизу, в середине, учить справляться с сложностями самостоятельно, развивать мышление, внимание, память, речь, обогащать словарь детей.
III этап
«Геометрическое лото»
Цель: создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели, закреплять знания геометрических фигур, научить играть в коллективе, развивать внимание, память, мышление, учить соблюдать правило игры.
«Найди лишний предмет» Цель: учить классифицировать предметы по размеру, по цвету, по признаку, продолжать развивать логическое мышление, внимание, речь и память.
Владение логическими операциями у детей младшего дошкольного возраста значительно повышает уровень внимательности, развивает привычку к ясному и четкому мышлению, вырабатывает умение выделять суть проблемы. Маленький дошкольник получает радость и удовлетворение от самого процесса обучения.
Будущие успехи ребенка закладываются еще в раннем детстве.