Кашина Наталья
Развиваем эмоциональную сферу ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Развиваем эмоциональную сферу ребёнка.
Эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение
В жизни каждого человека эмоции имеют огромное значение. Но для ребенка эмоции становятся и определителем ценности предметов и явлений, своеобразным эталоном их качества. Именно с помощью чувств дошкольник воспринимает небольшой мир, окружающий его, благодаря им он может показать взрослым, что он чувствует и ощущает.
Публикация «Развиваем эмоциональную сферу ребёнка» размещена в разделах
Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.
Эмоции появляются у человека еще до его рождения, эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода.
Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии, то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.
Уже в возрасте 2-3 лет дети могут изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда.
У детей 3 лет появляется гордость за свои достижения. Дети стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому. Если это не удается, то их радостные переживания по поводу успеха существенно омрачаются. Возникает обида по поводу игнорирования или непризнания успеха взрослыми, стремление к преувеличению успеха, бахвальству.
О эмоциональных нарушениях в дошкольном возрасте следует говорить
1) если ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений;
2)если ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного;
3) если ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания («Это я сделал») и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.
Чтобы у детей дошкольного возраста, развитие эмоциональной сферы дошкольников осуществлялось успешно, необходима поддержка родителей. Будьте вашему ребенку примером, учите проявлять чувства, позитивные эмоции.
И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов, тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.
Учите детей словам, описывающим эмоции. Называйте чувства, которые переживаете вы, другие люди и ваш ребенок. «Мне очень грустно из-за того, что….». «Ты плачешь, потому что….? Тебе страшно?». Поощряйте других членов семьи делиться своими чувствами.
Помогайте ребенку интерпретировать эмоции людей. Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему эта девочка плачет?», «Что мог увидеть этот человек, который выглядит таким удивленным?».
Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам, но и за помощь другим людям.
Читайте вместе и поощряйте чтение художественной литературы. Книги рассказывают о судьбах людей, они вовлекают читателя в переживания героев. Обсуждайте эмоции и действия героев книг и фильмов: «Как, ты думаешь, он себя чувствует? Как можно помочь ему почувствовать себя лучше?»
Не надо давить на ребенка, когда он подвержен отрицательным эмоциям. Поддержите ребенка в такие моменты, помогите ему в процессе регулирования эмоций.
Стремитесь к чистому, доброму, светлому. Слушайте себя. Следуйте собственному сердцу.
Если всё хорошо будет у Вас, то и у ребёнка всё будет по Вашему образу и подобию.