Лидия Сэн
Развиваем в игре познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это поистине удивительный феномен нашего существования, наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека и, будучи таковой, способна быть средством обучения, воспитания, самовоспитания и социализации, развития творчества, терапии, развлечения и отдыха. Пиаже отмечает: игра – это мерило умственного развития ребенка.
Для развития познавательной деятельности ребенка важно, чтобы он научился играть и овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей действительности.
Публикация «Развиваем в игре познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра – новообразование и ведущая деятельность всего дошкольного детства, и именно в ней происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка и развитие «зон его ближайшего развития» (т. е. всего того, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослого, а завтра уже может выполнить самостоятельно, включая его поведение и речь.
В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, расширение круга общения, закрепляются культурные навыки поведения, развивается речь и воображение, приобретаются новые умения и новые знания.
Эти знания можно разделить на две группы:
• Первая группа содержит знания и умения, которые дети усваивают в повседневном общении со взрослыми, прежде всего с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.
• Вторая – более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на занятиях, в которых на основе наглядно-действенного мышления формируется новая, более сложная форма – наглядно-образное мышление. У ребенка появляется возможность выполнить те или иные умственные задания без непосредственных практических действий.
Ведущей деятельностью ребенка до 7 лет является игровая деятельность. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и ко второй половине дошкольного возраста достигает своего высшего уровня. Однако для полноценного психического развития ребенка необходимо, начиная с раннего детства, создавать условия для развития познавательной активности (т. е. его интеллекта) по отношению к предметному окружению, т. е. включение предметов в общение ребенка так же необходимо, как и полноценное развитие всех его двигательных функций, поскольку даже небольшая задержка двигательных навыков замедляет формирование интеллекта.
Для детей с ДЦП вследствие нарушения двигательных навыков недостаточно сформированы к старшему дошкольному возрасту базовые функции, такие как зрительное восприятие, пространственные ориентировки, развитие тонкой и общей моторики, что отрицательно сказывается на развитии мышления. Наряду с этим у детей имеются речевые затруднения, страдает активный и пассивный словарь, нарушено звукопроизношение, недостаточно развит фонематический слух, а это очень важно для развития мышления (интеллекта) ребенка. Иными словами, владение речью, языком позволяет ребенку уже учиться мыслить, поскольку речь – это форма мышления.
В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые и более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий. Недоразвитие игры в период раннего детства, по мнению многих ведущих психологов, Д. Б. Эльконина и других, наносит психическому развитию ребенка непоправимый вред.
Это связано с тем, что в игре (за счет «зон ближайшего развития») происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе – пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения. Именно поэтому очень часто оказывается, что многие дошкольники психологически не подготовлены или неправильно подготовлены к обучению в школе. При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучить его счету, письму, чтению. Это в корне неправильно, т. к. большинством родителей совершенно отвергается игра в деле подготовки детей к школе.
Для того чтобы понять, что дает и может дать правильно организованная игра ребенку, который готовится к поступлению в школу, вспомним, какими психологическими качествами он должен обладать к этому возрасту.
К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы универсальные внутренние условия осуществления любой деятельности: умственная (познавательная) активность и саморегуляция поведения, эмоций, познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления, речи).
Познавательная активность присуща любому ребенку. Только желание что-либо узнать дает постоянный стимул к развитию различных навыков, умений, знаний. А если умственная (познавательная) активность создает потребность в работе мысли, то осознанная саморегуляция помогает осуществлению этой интеллектуальной деятельности. Иными словами, будущий школьник для решения любой задачи должен принять и удержать ее в полном объеме, уметь поддержать последовательность хода мысли (этапов решения, производить контроль своих умственных действий, уметь сличать образец с результатом, т. е. уметь думать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, действовать в уме по определенным правилам.
Осуществление этого и есть умение саморегуляции умственной деятельности, т. е. способность осознанно и произвольно управлять своими познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, рефлексией, речью).
Лучшей школой развития познавательной активности могут стать ответы на детские вопросы с помощью игры. А для того чтобы будущий ученик смог выполнять школьные задания, у него должен быть сформирован психологический навык игры по правилам. Однако ребенок достигает этого только, пройдя чрез развернутую ролевую игру с воссоздаваемыми в ней отношениями, которые затем свертываются в чистое правило. Ролевая игра, в свою очередь, из сюжетной игры и т. д.
Игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей и важна для развития нормативной регуляции поведения, контроля за выполнением правил.
В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков. А школа – это большая игра со многими правилами, и ребенок, не научившись полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается не готовым выполнять требования школы.
Когда ребенок много играет сам, со сверстниками и взрослыми, компоненты психологической готовности к обучению в школе формируются естественным путем. Игра создает «зоны ближайшего развития», внутри которых и происходит становление важнейших психических образований. Тогда, исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает обучению. Но до тех пор, пока «зоны ближайшего развития» образуются в игре, систематическое дошкольное обучение не дает положительных результатов для ребенка.
Казалось бы, детям вместо игр можно предложить простые учебные задания на сравнение, обобщение, классификацию и т. д., представленные в занимательной форме, однако это не то же самое, что игра. Они не могут заменить игру, хотя бы потому, что значительная часть детей (50-60 %) только через игру приходит к пониманию подобных заданий, поскольку только в игре образуются «зоны ближайшего развития».
К сожалению, сегодня со стороны взрослых уделяется все меньше внимания обучению детей игре (достаточно часто многие родители и сами не умеют играть). Родителям некогда играть, они слишком заняты на работе и по дому. Поэтому я сейчас познакомлю с некоторыми играми на развитие познавательных (когнитивных) процессов : восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, в которые можно играть не только в домашней спокойной обстановке, но и в дороге, во время ожидания. Конечно, очень много групповых игр, я постараюсь предложить вам игры, в которые вы можете сами поиграть с ребенком, и эту же игру можно проводить с группой детей.
«Определи звук»
Данная игра направлена на развитие фонематического слуха, слухового сосредоточения, всех форм внимания, пассивного словаря, звуко-буквенного анализа.
Ведущий читает ребенку ряды слов, в каждом из слов повторяется звук. Задача ребенка - определить этот звук. Например:
апельсин, ананас, абрикос, айва – [а]
мост, окна, песок, дротик - [о]
носки, сон, астра, стриж, сорока - [с]
«Правая-левая»
Игра похожа на предыдущую, но в паузах между названным словом дети поднимают руку: правую – если окончание твердое; левую – если мягкое.
Варианты слов: брат, мель, брать, был, ел, топь, хор, уголь, цепь, конь, вес, печаль, рост, нож, петь, воз, быль, пир, сталь, хорь, пыл.
«Прямой счет»
Игра направлена на усвоение числового ряда, усвоение последовательности действий, развитие внимание, слухо-двигательной координации.
Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 1, ребенок ловит мяч и продолжает счет – 2 и т. д.
«Обратный счет»
Ведущий бросает мяч ребенку и называет число 10. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке.
«Наоборот»
Называются слова, противоположные по смыслу:
Начало -, день -, твердый -, легкий -, жизнь -, радость - …
Игры-утверждения
В этих играх формируются элементарные формы логического мышления. Например, утверждение: «Петя сильнее Васи» позволяет узнать, что Вася слабее Пети.
Волк бегает быстрее зайца…
Медведь тяжелее белки…
Работа по развитию процесса мышления предполагает и умение работать со словом, понимать прямой и переносный смысл, развивать общую осведомленность. Это игры со скороговорками, пословицами. Например:
У страха глаза велики.
Один за всех, а все за одного.
Трус и тени своей боится.
Льет как из ведра.
Летит как стрела.
Устойчивые словосочетания, которые встречаются в сказках, будут ускорять процесс воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный (в этих целях очень полезны игры с ловлей мяча).
Игра «Вспомни сказки»
Скатерть - … (ребенок добавляет) самобранка
Избушка - …
Сивка - …
Живая (мертвая) - …
Жар - …
Мальчик - …
Курочка - …
Царевна - …
Сапоги - …
Так же на примере известных и всеми любимых сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» и др. можно отрабатывать порядковый счет, закреплять образы цифр, знакомить с временными представлениями. Использование мяча разнообразит игру.
Игра по сказке «Репка»
Вопрос: «Кто тянул репку?». Кидать мяч и называть по порядку сказочного героя и порядковый номер. Например, ребенок, поймав мяч, называет: «Дед», кидает мяч обратно взрослому, а взрослый называет порядковое число. Затем меняются местами.
Таким образом, использование игры и предметно-практической деятельности в обучении старших дошкольников расширяет их возможности подготовки к школьному обучению, формирует интерес к учению, помогает ребенку использовать продуктивные способы решения, развивает фантазию и творчество.
А ведь без игры и сказок нет детства и юности, наконец, нет творческой личности. Откуда взяться полету творческой фантазии, как не из детских игр и сказок?