Файзрахманова Гузалия Габдульфайевна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сто одежек и все без застежек»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Сто одежек и все без застежек»
Задачи. Уточнить значение обобщающего наименования «одежда». Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Побуждать строить предложения разной структуры. Учить передавать диалог персонажей по ролям. Учить рассказывать сказку близко к тексту.
Закреплять правильное произношение звуков ш, ж в словах и фразах, дифференцировать звуки на слух.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Сто одежек и все без застежек“» размещена в разделах
Материалы, инструменты, оборудование. Карандаш, подушка с наволочкой из кукольного уголка, луковица, свеча. Картинки: дерево, капуста.
Игрушки: еж и заяц. Мяч.
Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки, демонстрируя предметы-подсказки:
Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где пройдет, коснется, —
Там след остается.
(Карандаш)
Без рук, без ног, а рубашку носит.
(Подушка)
Воспитатель обсуждает с детьми, что это за рубашка на подушке.
(Наволочка.)
Затем воспитатель предлагает детям послушать загадку о тонкой девчонке в белой юбчонке с красным носом:
. Чем длиннее ночи, —
Тем она короче
От горючих слез.
После чтения загадки спрашивает, с какой одеждой сравнивают в загадке свечу.
Воспитатель загадывает детям следующую загадку о дереве, которое «весной и летом видели одетым» :
. А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Спрашивает детей:
— С какой одеждой сравнивают в загадке листву? (Рубашки.)
— А в какие меха, в какую шубу одели метели зимой дерево? (Снег.)
Воспитатель читает загадку:
Сидит дед
В семь шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Загадывает следующую загадку и спрашивает у детей, как они догадались, что это капуста.
Сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
Затем воспитатель просит детей вспомнить, какие предметы сравнивались в загадках с рубашкой (карандаш, дерево, лук); назвать одним словом рубашку, юбку, шубу. (Одежда.)
Воспитатель обсуждает с детьми, какую одежду они знают, зачем нужна одежда.
Предлагает детям послушать веселое стихотворение «Лягушка на дорожке» :
Вот лягушка на дорожке.
У нее озябли ножки.
Значит, ей нужны
Теплые штаны.
(Чешская народная песенка
в пересказе С. Маршака)
Воспитатель организует игру в кругу с мячом:
— Я буду бросать мяч и называть слово. Если услышите звук ж, бросьте мяч мне и хлопните в ладоши. Если звука ж нет, в ладоши не
хлопаете. ( Слова: пиджак, шарф, жабо, жилет, шапка, жакет, шорты, пижама, манжеты, джинсы, шуба, шерсть, шелк, кожа, пряжа, штапель, шляпа, рубашка, шлепанцы, замша, шлем, тельняшка, бриджи)
Воспитатель просит детей вспомнить, о каких шубах говорится в сказках о животных.
Предлагает детям послушать сказку о животных и их одежках :
К. Ушинский Еж и заяц
«Беленький гладенький заяц сказал ежу:
— Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье.
— Правда; — отвечал еж, — но мои колючки спасают меня от зубов
собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул».
Воспитатель просит детей вспомнить, как укорял ежика заяц, что ему ответил ежик.
Воспитатель показывает детям игрушечных зайчика и ежа.
— Вот ежик и заяц, о которых я вам рассказала. Кто хочет рассказать сказку? Кто будет зайцем? Ежом?
Далее воспитатель читает слова автора, а дети разыгрывают диалог. Выслушав желающих (две-три пары, предлагает кому-нибудь рассказать сказку от начала до конца.