Получи документы

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

Надежда Пушнякова
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

Исследования Е. И. Щербаковой, показывают, что существуют определенные особенности восприятия и генезиса математических представлений у детей дошкольного возраста : «Математическое образование ориентировано на освоение детьми дошкольного возраста представлений, являющихся предпосылкой формирования определенных математических понятий, таких как: величина, геометрические фигуры, число».

Публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие математических представлений начинается с познания свойств, отношений и умственных действий с ними. В образовательных программах для дошкольного образования уделяется внимание развитию математических представлений, при этом, основные понятия, с которыми сталкиваются дошкольники : понимание чисел и счета; понимание пространства и время, основные геометрические фигуры, измерение размеров, классификация и сравнение.

Большое значение в направлении развития математических представлений отводится количественным представлениям, понятию о числе и счетных навыках. С помощью числа, как пишет А. М. Леушина, «выражаются количество и величины, оперируя числами, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности. Дошкольники постигают сущность числа и действие с числами на протяжении длительного периода. Многое из того, что дети дошкольного возраста знают о числе, связано с их развивающимся пониманием и умением считать».

Счет характеризуется Л. И. Плаксиной как «способ определения численности множеств и их опосредованного сравнения. Изучение чисел является одним из аспектов счета. Структура чисел является основным фактором, влияющим на сложности при обучении детей счету, например, дошкольники часто допускают ошибки при счете чисел, что указывает на то, что они не понимают их структуру («двадцать восемь, двадцать девять, двадцать десять, двадцать одиннадцать, двадцать двенадцать»)».

Когда дошкольник учится считать, он приобретает знание основных математических принципов, лежащих в основе счета, и умения применять эти знания в повседневной жизни. Т. В. Тарунтаева отмечает, что «считая предметы разные по размеру и пространственному расположению, дошкольники приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом».

Общая последовательность развития представлений о числе у детей дошкольного возраста состоит в следующем : первоначально ребенком воспринимается понятие множественности, после чего возникают первые количественные представления (много, один, мало, что приводит к овладению практическими способами установления взаимно однозначного соответствия (столько же, больше, меньше) и осмысленному счету. Однако, могут возникнуть и трудности, когда дети бегло выполняют действия, необходимые для счета, что является основным препятствием для развития математических представлений.

Специфика понимания пространства – это многокомпонентный процесс, охватывающий все стороны развития ребенка. Ориентировка в пространстве требует необходимости усвоения определенных пространственных категорий и понятия. По утверждению А. А. Столяра: «Ориентировка в пространстве включает оценку расстояний, размеров, форм, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося, происходит на основе непосредственного восприятия пространства, а также словесного обозначения пространственных категорий».

Г. А. Корнеева и Т. А. Мусейибова выделила следующие критерии развития пространственных представлений :

– ориентировка «на себе» (знание собственного тела) и «на объектах» (выделение отличительных черт предметов);

– овладение системой словесного отсчета (впереди-сзади; сверху-снизу; справа-слева);

определение расположения предметов «от себя», своего местонахождения в пространстве, местонахождения предметов относительно друг друга и предметов на плоскости.

Представления о времени, согласно В. В. Даниловой, включают понимание «минуты, часа, суток, недели, месяца, года и складываются в определенную систему временных эталонов, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служат основанием для ознакомления со следующими и раскрывают дошкольникам основные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость».

Представления о пространстве и времени являются наиболее сложными для ребенка дошкольного возраста и осваиваются непосредственно через представленные отношения (далеко – близко, сегодня – завтра). Познание этих отношений осуществляется в процессе анализа конкретной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально разработанных задач.

Основой развития у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы, что предоставляет возможность распознавать, отличать и представлять разнообразные геометрические фигуры, как плоскостные (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, так и объемные (шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма). Согласно мнению Е. А. Казанцевой, «специфика понимания геометрических фигур заключается в сенсорном восприятии форм и использования их как эталонов в познании различных форм окружающих предметов, а также в умении находить особенности, свойства, связи и закономерности в их построении».

Развитие у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на развитие математических представлений. Деятельность измерения, как считает К. А. Киричек, является «довольно сложной и требует специфических умений, в связи с чем, использование условных мер делает измерение доступным для детей. Измерение условными мерами означает возможность использовать элементарных средств измерения, например, линейное измерение, когда дети с помощью полоски бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов».

Также В. А. Стеклов указывает на принципы организации работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста :

развитие математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;

стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;

принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей.

Таким образом, развитие математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большое значение, потому что дети получают основную базу математических знаний. Такие понятия, как: цифра, число, счет, количество, величина, форма, геометрические фигуры, пространственные отношения, время, измерение, являются важными компонентами в развитии математических представлений в дошкольных учреждениях. Развивая математические представления, дошкольники получают необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношений между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 09:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Пушнякова (УИ 1684913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД