Светлана Ивановна
Развитие конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развития конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников.
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций а, наоборот, с каждой минутой стремительно развивается. Готов ли к этом человек взрослый? И готов ли к этому ребенок? Чаще мы замечаем, что дети стремятся к освоению современных технологий, тянутся к новому и на это есть ряд причин. Современное направление развития окружающего мира требует от человека жить и трудиться в качественно новых условиях, умеющего не только осваивать и эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям а и самим их создавать, модернизировать, тем самым улучшая качество жизни быть востребованным и полезным для общества. Мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление это залог успеха в современном мире, но данный вид мышления не формируется сам по себе. Могут быть лишь предпосылки. И задача педагогов развивать эти предпосылки формируя тем самым инженерное мышление, воспитывать творческого человека, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности, креативно мыслящего и способного не только пользоваться, но и самому создавать новые технические формы.
Публикация «Развитие конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников» размещена в разделах
Наш Президент Владимир Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование.
«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В. В. Путин
Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между ее частями. Кроме того, инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее.
Важнейшей характеристикой творческого инженерного мышления является его системность.
К особенностям Инженерного мышления можно отнести:
способность выявлять техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств;
ориентацию мысли в наиболее перспективном направлении, с точки зрения законов развития технических систем;
способность управлять психологическими факторами, осознанно форсировать творческое воображение.
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.
По Т. В. Кудрявцеву инженерное мышление – вид технического мышления, который развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлен на исследование, создание техники, технологии. На основе особенностей инженерного мышления, представленных в научной и методической литературе, были сформулированы особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, которые нужно учитывать в своей работе.
Особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Инженерным мышлением обладает не каждый человек.
Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.
Развитие высших психических функций: памяти, восприятия, мышления и речи.
Создание предпосылок для развития различных видов в мышления.
Развитие внимания, воли, воображения, творчества и креативности у детей дошкольного возраста.
Выявление и развитие технических способностей у детей дошкольного возраста.
Развитие способности у детей предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей деятельности.
Развитие представлений у ребенка дошкольного возраста о предметном мире и социальной действительности.
Разносторонне развитие ребенка дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности.
Осуществление поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Построение образовательной деятельности с учетом принципов гуманизации и научности, системно – деятельностного подхода.
Формировать предпосылки инженерного мышления нужно начинать еще в детском саду, с дошкольного возраста ребенок начинает моделировать, исследовать, конструировать и самое главное, что он это делает не по нужде, а увлеченно.
На сегодняшний день большинство дошкольников проявляют большой интерес к конструктивной деятельности. Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, многим игрушкам предпочитают конструкторы, с интересом создают разного рода постройки. Именно конструктивная деятельность может способствовать качественной подготовке кадров для промышленных предприятий и сформирует интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста.
В процессе такой деятельности у дошкольников происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. Современный инженер должен обладать умением создавать цепочку «исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации», то есть осуществлять перенос научных идей в технологию, а затем и в производство.
Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны. Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.
Формирование основ инженерно-технического мышления через конструктивную деятельность сопровождается познавательно-исследовательской деятельностью, развитием пространственного, логического и творческого мышления. Инженерное мышление- это вид технического мышления, который развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлен на развитие исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать. Инженерное мышление можно и нужно формировать. Предпосылки инженерного мышления необходимы ребенку с самого раннего детства, так как он находится в кружении техники, электроники, простых роботов. Что значит формировать предпосылки инженерного мышления? Это значит воспитывать человека творческого, с креативным мышлением, умеющего ориентироваться в изменяющемся мире, умеющего создавать новые технические формы. Предпосылкой инженерного мышления может стать развитие интеллектуальных способностей, включающих творческое мышление, направленное на преодоление стереотипов.
Конструктор по своей сути является игрой, но с его помощью дети осваивают даже самые необычные математические и пространственные задачи, учатся фантазировать, придумывают свои модели и фигуры. Во время конструктивной деятельности дети учатся распознавать двух- и трехмерные фигуры, а также работать в команде – помогать друг другу, воплощать свои идеи в реальность. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений.
Играя с конструкторами, дети наблюдают, размышляют, сравнивают, отвечают на вопросы, делают выводы, устанавливают причинно-следственную связь, соблюдают правила безопасности, становятся строителями, архитекторами и инженерами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Несомненно, такая деятельность способствует освоению детьми научно-познавательных знаний, становлению опытно-экспериментальных действий, формирует основы технического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития детей.