МААМ-картинки

Развитие конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников

Светлана Ивановна
Развитие конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников

Развития конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций а, наоборот, с каждой минутой стремительно развивается. Готов ли к этом человек взрослый? И готов ли к этому ребенок? Чаще мы замечаем, что дети стремятся к освоению современных технологий, тянутся к новому и на это есть ряд причин. Современное направление развития окружающего мира требует от человека жить и трудиться в качественно новых условиях, умеющего не только осваивать и эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям а и самим их создавать, модернизировать, тем самым улучшая качество жизни быть востребованным и полезным для общества. Мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление это залог успеха в современном мире, но данный вид мышления не формируется сам по себе. Могут быть лишь предпосылки. И задача педагогов развивать эти предпосылки формируя тем самым инженерное мышление, воспитывать творческого человека, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности, креативно мыслящего и способного не только пользоваться, но и самому создавать новые технические формы.

Публикация «Развитие конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников» размещена в разделах

Наш Президент Владимир Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В. В. Путин

Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между ее частями. Кроме того, инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее.

Важнейшей характеристикой творческого инженерного мышления является его системность.

К особенностям Инженерного мышления можно отнести:

способность выявлять техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств;

ориентацию мысли в наиболее перспективном направлении, с точки зрения законов развития технических систем;

способность управлять психологическими факторами, осознанно форсировать творческое воображение.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

По Т. В. Кудрявцеву инженерное мышление – вид технического мышления, который развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлен на исследование, создание техники, технологии. На основе особенностей инженерного мышления, представленных в научной и методической литературе, были сформулированы особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, которые нужно учитывать в своей работе.

Особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Инженерным мышлением обладает не каждый человек.

Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.

Развитие высших психических функций: памяти, восприятия, мышления и речи.

Создание предпосылок для развития различных видов в мышления.

Развитие внимания, воли, воображения, творчества и креативности у детей дошкольного возраста.

Выявление и развитие технических способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие способности у детей предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей деятельности.

Развитие представлений у ребенка дошкольного возраста о предметном мире и социальной действительности.

Разносторонне развитие ребенка дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности.

Осуществление поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Построение образовательной деятельности с учетом принципов гуманизации и научности, системно – деятельностного подхода.

Формировать предпосылки инженерного мышления нужно начинать еще в детском саду, с дошкольного возраста ребенок начинает моделировать, исследовать, конструировать и самое главное, что он это делает не по нужде, а увлеченно.

На сегодняшний день большинство дошкольников проявляют большой интерес к конструктивной деятельности. Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, многим игрушкам предпочитают конструкторы, с интересом создают разного рода постройки. Именно конструктивная деятельность может способствовать качественной подготовке кадров для промышленных предприятий и сформирует интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста.

В процессе такой деятельности у дошкольников происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. Современный инженер должен обладать умением создавать цепочку «исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации», то есть осуществлять перенос научных идей в технологию, а затем и в производство.

Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны. Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.

Формирование основ инженерно-технического мышления через конструктивную деятельность сопровождается познавательно-исследовательской деятельностью, развитием пространственного, логического и творческого мышления. Инженерное мышление- это вид технического мышления, который развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлен на развитие исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать. Инженерное мышление можно и нужно формировать. Предпосылки инженерного мышления необходимы ребенку с самого раннего детства, так как он находится в кружении техники, электроники, простых роботов. Что значит формировать предпосылки инженерного мышления? Это значит воспитывать человека творческого, с креативным мышлением, умеющего ориентироваться в изменяющемся мире, умеющего создавать новые технические формы. Предпосылкой инженерного мышления может стать развитие интеллектуальных способностей, включающих творческое мышление, направленное на преодоление стереотипов.

Конструктор по своей сути является игрой, но с его помощью дети осваивают даже самые необычные математические и пространственные задачи, учатся фантазировать, придумывают свои модели и фигуры. Во время конструктивной деятельности дети учатся распознавать двух- и трехмерные фигуры, а также работать в команде – помогать друг другу, воплощать свои идеи в реальность. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений.

Играя с конструкторами, дети наблюдают, размышляют, сравнивают, отвечают на вопросы, делают выводы, устанавливают причинно-следственную связь, соблюдают правила безопасности, становятся строителями, архитекторами и инженерами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Несомненно, такая деятельность способствует освоению детьми научно-познавательных знаний, становлению опытно-экспериментальных действий, формирует основы технического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития детей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Мастер-класс для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников с помощью конструктора Cuboro Basis»Мастер-класс для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников с помощью конструктора Cuboro Basis» Выполнила: Непокрытова И. А. Цель: повышения профессионального мастерства и обучения педагогов теоретическим и практическим аспектам применения.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников»Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 21:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД