Алевтина Замашкина
Развитие значимых качеств личности дошкольников посредством обучения игре в мини-футбол
▼ Скачать + Заказать документы
Реутова Ольга Викторовна,
старший преподаватель кафедры ТОФК ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Замашкина Алевтина Евгеньевна,
инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад № 442 Губарев Илья Владимирович,
студент 4 курса ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
РАЗВИТИЕ ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В МИНИ ФУТБОЛ
Публикация «Развитие значимых качеств личности дошкольников посредством обучения игре в мини-футбол» размещена в разделах
- Виды спорта
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Футбол для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Аннотация. Разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс дошкольников экспериментальная методика на основе использования мини-футбола, направленная на повышение показателей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, а также показатели физической подготовленности. Для оценки эмоционально – волевых качеств, старших дошкольников, использовался комплекс методик, состоящий из педагогического наблюдения, опросчик "Признаки психического напряжения у детей'' и методик: "Рисуночного теста», исследования эмоционального состояния Дорофеева Э. Т., "Эмоциональные лица'', тестирования родителей Захаровой А. И., «Домики» Ореховой О. А., для оценки физической подготовленности применялось тестирование физических качеств.
Ключевые слова. Учебно-воспитательный процесс, мини-футбол, эмоционально – волевые качества, физическое развитие и физическая подготовленность.
Актуальность. С самого раннего детства каждый ребенок познает окружающий мир посредством движения. В процессе овладения разнообразными двигательными действиями дети дошкольного возраста познают самих себя, развивают свои двигательные и психические способности, формируются как личности [1,4,5].
Обучение мини-футболу отвечает всем требованиям психомоторного развития старших дошкольников. Разнообразие технических и тактических действий игры в футбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений детей, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в мини-футбол и сопряженные с ними физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и развития психических функций дошкольника. Игра в мини – футбол - творческая деятельность, в которой проявляется необходимость найти решение двигательной задачи[2,3].
В основу методики обучения игре в мини - футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения[1,3].
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработка содержания занятий по мини - футболом позволит качественно повысить уровень положительного влияния на развитие эмоционально-волевых качеств дошкольников.
Цель исследования: способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста средствами занятий в мини-футбол.
Объект исследования: физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: содержание занятий мини-футболом в ДОУ.
Исследование «Развитие значимых качеств личности дошкольников посредством обучения игре в мини футбол» было организовано на базе МБДОУ детский сад № 442 «Солнышко».
В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста.
Экспериментальная группа состояла из 12 детей, из них 3 девочки и 9 мальчиков, контрольная из 12 детей, из них 5 девочек и 7 мальчиков.
На подготовительном этапе был проведен предварительно-констатирующий эксперимент, включающий в себя педагогические наблюдения на занятиях и в свободной деятельности.
На констатирующем этапе был разработан для апробирования комплекс упражнений и игровых приемов на занятиях по мини-футболу. При помощи педагога-психолога были подобраны методики мониторинга развития эмоционально-волевых качеств.
Исследовательский этап был посвящен непосредственно проведению педагогического эксперимента. За экспериментальную группу была принята группа детей, занимающаяся в секции мини-футбола. Занятия с детьми экспериментальной группы проводились по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования «Мини-футбол», с включением в занятия экспериментального комплекса упражнений и игровых приемов, которые, по нашему мнению, должны способствовать развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников. Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут, что соответствует программным требованиям организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
На аналитическом этапе проводились обработка и анализ полученных результатов, оценка эффективности методики и оформление итоговой работы.
Мониторинг помог выявить следующие показатели: на начало эксперимента
У детей было выявлено отсутствие устойчивости внимания и восприятия, в разной степени, что свидетельствует о недостаточном уровне развития волевых действий, снижен положительный настрой на общение со сверстниками. Был выявлен высокий уровень тревожности, что влекло за собой неуверенность в себе при выполнении заданий, иногда отказ от выполнения задания. Наблюдалось поверхностное понимание «что чувствуют другие» в той или иной ситуации, то есть, снижен уровень эмоционального сопереживания, сочувствия.
В начале педагогического эксперимента нами не были выявлены достоверные различия в показателях физической подготовленности между детьми контрольной и экспериментальной групп.
В процессе всех занятий по разработанной методике использовались упражнения и игровые приемы, способствующие как физическому развитию и физической подготовленности детей, так и развитию психических процессов и эмоционально-волевых качеств.
Мониторинг оценки развития эмоционально-волевых качеств участников экспериментальной группы на конец эксперимента:
У большинства детей наблюдается положительная динамика уровня волевой активности, наблюдается способность самостоятельно находить нужные способы поведения в общении со сверстниками и взрослыми. У всех детей, в той или иной степени, выявлено повышение устойчивости внимания и восприятия. Наблюдается понимание «что чувствуют другие» в той или иной ситуации, которое проявляется в умении искренне сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание и участие к эмоциональному состоянию других людей. А так же выявлено умение адекватно воспринимать свои успехи и поражения.
Мониторинг оценки развития эмоционально-волевых качеств участников контрольной группы на конец эксперимента показал лишь не значительное улучшение.
В результате внедрения в учебно-воспитательный процесс в ДОУ экспериментального содержания направленного на повышение показателей эмоционально-волевой сферы в конце эксперимента были выявлены достоверные различия в показателях физического развития и физической подготовленности между контрольной и экспериментальной группами детей старшего дошкольного возраста, что свидетельствует об эффективности предлагаемых средств, а также возможности их использования в учебно-воспитательном процессе ДОУ, в общеобразовательных учреждениях с целью оптимизации процесса физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Список литературы
1. Бакурова, Т. П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятиям физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Бакурова. Омск: СибГАФК, 2001. - 24 с.
2. Вайн X. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых/ Пер. с итал. / X. Вайн. М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2004. - 244 с.
3. Варюшин, В. В. Тренировка юных футболистов: учебное пособие для студентов вузов / В. В. Варюшин // Российский футбольный союз. М. : Физическая культура, 2007. - 112 с.
4. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84 с.
5. Стафеева А. В., Реутова О. В. «Обоснование эффективности нетрадиционных средств и форм физической культуры и их влияние на физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного возраста» / А. В. Стафеева, О. В. Реутова //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6-0. С. 491.
List of references
1. Bakurova, T.P. Forming of the valuable relation of the senior preschool children to occupations physical culture by means of emotional regulation of motive activities : автореф. yew. edging. пед. sciences / T. P. Bakurova. Omsk : СибГАФК, 2001. - 24 pages.
2. Vayn X. How to learn to play soccer : School of technical skill for young people / Lane with ital. / X. Vayn. M. : Terra-Sport, Olympia Press, 2004. - 244 pages.
3. Varyushin, V. V. Trenirovka of young football players : the education guidance for students of higher education institutions / V. V. Varyushin//the Football Union of Russia. M. : Physical culture, 2007. - 112 pages.
4. Kravtsov G. G. Six-year-old child. Psychological readiness for school//G. G. Kravtsov, E. E. Kravtsova. – M, MSU, 2005. – 84 pages.
5. Stafeeva A. V., Reutov O. V. "Reasons for efficiency of nonconventional means and forms of physical culture and their influence on physical development and physical fitness of children of preschool age" / A. V. Stafeeva, O. V. Reutov//Modern problems of science and education. 2015. No. 6-0. Page 491.
Development of significant qualities of the identity of preschool children by means of training in a game in pass soccer
Reutov Olga Viktorovna,
senior teacher of TOFK department FGBOU VPO "The Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin"
Zamashkina Alevtina Evgenyevna,
instructor on physical culture of MBDOU Solnyshko kindergarten No. 442.
Gubarev Ilya Vladimirovich,
student 4 courses of FGBOU VPO "The Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin"
Summary. The experimental technique on the basis of five-a-side use directed to increase in indicators of the emotional and strong-willed sphere of children of the advanced preschool age, and also indicators of physical fitness is developed and introduced in teaching and educational process of preschool children. For express assessment emotionally – strong-willed qualities of the senior preschool children the complex of techniques consisting of pedagogical observation, the pollster "Signs of mental tension at children'' and techniques was used : "The pictural test", research of an emotional condition of Dorofeyev E. T., "Emotional persons'', testings of parents of Zakharova A. I., Nut O. A "Lodges". for assessment of physical fitness testing of physical qualities was applied.