Светлана алексеенко
Формирование школьно-значимых функций у дошкольников в процессе проблемного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую - игровую деятельность, с другой создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса. Формирование школьно-значимых функций у дошкольников осуществляется в тесной взаимосвязи с познавательными задачами: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.
Публикация «Формирование школьно-значимых функций у дошкольников в процессе проблемного обучения» размещена в разделах
Наблюдая за детьми дошкольного возраста в различных видах деятельности, мы пришли к выводу, что определенному контингенту воспитанников трудно удержать внимание. Они берутся за задание, но не заканчивают его, часто отвлекаются. Одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно. Опираясь на важность и необходимость формирования школьно-значимых функций в дошкольном возрасте, и проблему способа решения данного вопроса, мы обратились к технологии «проблемного обучения». Разрешение проблемной ситуации вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка,
Групповой сбор, как один из методов проблемного обучения, можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.
Более конкретное назначение группового сбора состоит:
• в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
• в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга; в совершенствовании навыков и культуры общения;
• в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;
• в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей.
Применяя метод группового сбора, мы знали, что непосредственная образовательная деятельность по выбранной теме будет дополнена интересными делами в блоке «Совместная деятельность», предусматривается, что идеи детей и взрослых станут основой для интеграции разных форм работы и взаимодействия воспитателей, детей, специалистов, членов семей воспитанников. Тема будет реализована во всех Центрах активности, поддержана музыкальным руководителем и воспитателем по изобразительной деятельности, руководителем физвоспитания, подхвачена логопедом и родителями.
Применение метода группового сбора для формирования у детей школьно-значимых функций будет эффективным, если приобщать детей к проблемной, творческой деятельности. При этом важно учитывать: с детьми проводятся учебные исследования, и обязательно доступные и интересные. Групповой сбор стал для нас традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с младшего дошкольного возраста. Поисковая деятельность ребенка всегда опирается на ту ситуацию, которую создает педагог. Ситуация создает условия для столкновения мнений детей и педагога, для взаимного анализа и независимых оценок, для определения ролей и задач, стоящих перед каждым участником диалога. Коллективный диалог есть также показатель развивающего обучения. Совместный поиск общего смысла предстоящей деятельности, совместное определение общей цели, содержание коммуникаций - все это определяет характер познавательно-поисковой деятельности. В любом варианте идеи детей станут основой для моделирования развивающей среды, и в группе появится всё то, что поможет реализовать интересы ребят по выбранной теме. Это способствовало разработке «Дней великих открытий», основанных на проблемном обучении во всех возрастных группах.
Реализация системы мероприятий, основанных на проблемном обучении обеспечивает положительную динамику формирования школьно-значимых функций у дошкольников, формирования их индивидуально-психологических качеств: способность ребенка понять инструкцию педагога; умение планировать свою деятельность и сосре-доточенно работать; повышение устойчивости, концентрации, объема, переключения и распределения внимания; умение работать в общем темпе; умение самостоятельно выявлять непонятные явления, подлежащие исследованию (постановка проблемы); формулировать решения, выводы, обобщения; делать практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Библиографический список.
1. Безруких М. М. Ребенок идет в школу. – М: Академия, 1996
2. Большая энциклопедия дошкольника. — М., 1999.
3. Воспитываем дошкольников самостоятельными. — СПб., 2000
4. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. — Новосибирск,1995
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. — М., 2000
6. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе. – С-П: Дельта,1997
7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2003.
9. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — М:СПб., 2000.
10. Мазепина Т. Е. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.
11. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М: АРКТИ, 2006
12. Хухлаева О. В. Маленькие игры в большое счастье. – М., 2001
13. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы / Никитина С. В., Петрова Н. Г, Свирская Л. В. — М. : Линка-Пресс, 2008. — 224 с.