Полина Айдиева
Развитие эстетического восприятия у детей в процессе знакомства с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Развитие эстетического восприятия у детей в процессе знакомства с природой».
Художественно-творческое воображение-это определяющая эмоциональная настроенность к воспринимаемому и изображаемому явлению. При осуществлении поставленной задачи первым и самым главным условием является формирование у детей способности видеть действительность окружающего нас мира, его красоту, формировать интерес к природе, красивым предметам быта, народного, декоративного-прикладного изобразительного искусства.
Публикация «Развитие эстетического восприятия у детей в процессе знакомства с природой» размещена в разделах
Многолетний опыт педагогической деятельности показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обедненности и невыразительности детских рисунков т. к. не владея определенными способами изображения, не обладая достаточным умением сосредотачивать свое внимание на каком-то определенном предмете, объекте, дети исключают из своих рисунков те образы, нарисовать которые затрудняются.
Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве взрослые своевременно должны помогать ему. Причем эта помощь должна быть трехсторонней: воспитатели групп+ родители+ воспитатель по изобразительности. Эту подготовку надо начинать с простейшего: приучать детей полнее видеть предметы и явления, вгядываться в них. Важная задача на пути художественного развития ребенка –это пробуждение и укрепление у него эстетического отношения к действительности. Всем, и воспитателям, и родителям, и детям требуется длительный и конечно же увлекательный труд. Прежде всего это наблюдения природы в разное время суток, во все времена года. Знакомство с красотой природы необходимо планировать и проводить с учетом климатических условий нашего региона, правильное сочетание повседневных наблюдений с обучением на занятиях. Эта работа осуществляется во время прогулок, экскурсий. Она не требует особых затрат сил педагога, но по значимости ей нет равных, потому-что именно природа является основным и неисчерпаемым источником эстетических впечатлений. В процессе наблюдений используется не только различные методы: наглядный, словесный, практический, игровой, вопросы как, зачем, почему, как вы думаете, но и возможность потрогать: ствол дерева-гладкий, шероховатый; снег холодный, липкий, заставляют ребенка размышлять, сравнивать, делать выводы.
Осенью особое внимание следует обращать на красоту осеннего неба, движение солнца по небу, дать детям знания о том, что такое рассвет, солнце встает; закат-уходит за горизонт, употребляя выражения: «розовый рассвет», малиновый закат» за изменением окраски небо в течении всего дня. С появлением первых желтых листочков на деревьях обращать внимание на их окраску, сравнивать с зелеными, выяснять откуда появляются желтые, красные листья, применяя сравнения поэтические: березы золотом горят, осины багровые; наблюдать за осенними цветами на клумбах. Во все времена года осуществляется наблюдение за состоянием природы в течении дня.
Целесообразно зимой рассматривать деревья и кустарники, поскольку на фоне белого снега четко выделяется ствол, ветки, их расположение. Необходимо акцентировать внимание детей на цвет коры у деревьев, дать детям возможность ощутить ее гладкость или шероховатость, обращать внимание на почки, их величину у разных деревьев.
Как и во все времена года зимой необходимо наблюдать за птицами, их поведением. Обращать внимание детей на то, какие птицы прилетают к кормушке, как ведут себя в разную погоду. Познакомить детей со свойствами снега : мягкий, белый, пушистый, холодный. Обращать внимание на следы на снегу, оставленные птицами, животными. Предложить детям понаблюдать, какие птицы прилетают на участок, какие из них ходят, а какие прыгают.
Весеннее пробуждение природы радует детей, вызывает интерес к происходящему. На ежедневных прогулках следует обращать внимание детей на то, что солнце с каждым днем поднимается все выше, становится теплее, показать, где быстрее тает снег, почему, какой снег тает быстрее- грязный или чистый. Обращать внимание детей на первые проталинки, где появляются.
Во время наблюдения за насекомыми (бабочками, муравьями, жучками) необходимо присматриваться к их внешнему виду, особенностям их поведения. Необходимо чаще предлагать детям рассказывать о том, что интересного они видели во время прогулок в лес, на даче.
Благодаря стихам, загадкам, пословицам о природе дети внимательно всматриваются в окружающую природу, проявляют интерес к явлениям, происходящим в природе, бережное, заботливое отношение к дереdьям, всему живому.