Получи документы

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Лия Прокофьева
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Прокофьева Лия Вячеславовна, воспитатель 1 кв. к.

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии. Исследования ученых показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. А. В. Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка.

Публикация «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Значительный вклад в изучение и разработку средств развития эмпатии внесли исследования Л. П. Стрелковой, А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой, Я. З. Неверович, Е. В. Никифоровой, В. П. Юсупового, А. М. Виноградовой и др. Одними из самых популярных средств развития эмпатии являются различные виды игр. Однако раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству также способствует зарождению высшего чувства в детской душе.

Живопись помогает развитию многих свойств и качеств личности, она обогащает жизненный опыт ребенка, делает возможным развитие всей эмоциональной сферы дошкольника.

В связи с вышесказанным, определенный интерес для нас представляет изучение влияния живописи на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Подробный методологический аппарат исследования представлен на слайдах.

Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сих пор в современном научном мире термин «эмпатия» имеет множество определений, став многозначным понятием. Анализируя литературу, мы выделили классическое определение эмпатии, которое чаще всего используется в отечественной психологии (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний).

Многие современные исследователи рассматривают эмпатию как результат социализации (В. П. Юсупов, Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова, определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных компонента эмпатии : сопереживания, сочувствия и содействия. Эти компоненты необходимы дошкольнику в деятельности и общении.

Существует множество способов и приемов развития эмпатии, которые построены на базе творческой деятельности. Наиболее эффективными для воспитания эмпатии являются средства, как художественная литература, игра, рисование, музыка, живопись.

Для реализации целей нашей работы нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включила в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В опытно-экспериментальной работе принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе мы использовали комплекс диагностических методик, предложенный Т. А. Гайворонской и В. А. Деркунской.

Диагностика предполагала проведение беседы с детьми с использованием проблемных ситуаций. Проводилась беседа с детьми с использованием сюжетных картинок. Дошкольнику последовательно показывали сюжетные картинки и задавали вопросы. Проводилось диагностическое игровое задание. Двум-трем подготовленным заранее детям предлагалось разыграть этюды, в которых изображаются жизненные ситуации, близкие и понятные детям (всего 5 ситуаций, например, мальчик радуется за своего друга, чей рисунок оказался лучшим в группе и т. д. Затем детям задавали вопросы, предлагали им изобразить различные ситуации, например, показать печальное, страдающее лицо мамы; показать обиду девочки; показать неподдельную радость за друга.

Мы выделили критерии оценки эмоциональной восприимчивости, на основании которых были определены три группы детей с различным уровнем эмоциональной восприимчивости состояний человека.

Соотнося данные по трем методикам, мы выявили, что большая часть детей данной группы имеет средний и низкий уровень развития эмпатии, поэтому возникает необходимость в целенаправленной работе с детьми по данной проблеме.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился с детьми в течение четырех месяцев.

В ходе бесед мы использовали прием «вхождения в картину». Дети легко представляли себя в лесу на месте девочек из картины Маковского К. Е. «Дети, бегущие от грозы», честно отвечали на вопросы, рассказывали о своих чувствах, например: «Мне страшно, потому что темно, я боюсь грома, но стараюсь скрыть свой страх» и др.

В своей работе мы использовали игровой прием: у нас был волшебный шар, который как бы помогал детям увидеть что-то такое, что не видят другие. Так, в ходе беседы по репродукции картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», дети, отвечая на вопрос «Что означают загадочная улыбка и пристальный взгляд женщины?», давали разнообразные ответы, например: «Она видит озеро с красивыми лебедями, наблюдает за ежиком, смотрит интересный мультик, спрятала волшебную палочку и никому не сказала, где находится это место» и др. Дети смогли дать объяснение происхождению улыбки женщины, однако несколько детей давали однообразные ответы, похожие на ответы других детей.

Во время беседы по репродукции В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», дети искренне переживали за судьбу героев, стремились им помочь: спасая влюбленных, дети «дарили» им ковер-самолет, превращали в цветы, облака, птиц и др. Некоторые сложности у детей возникали при сочинении своей сказки, но при рассматривании других картин эти затруднения исчезли.

Особое место в беседе отводилось вопросам, помогающим детям освоить знания о способах выражения эмоциональных состояний – мимика, поза, жесты. Например, - «Мы не видим выражения их лиц, но мы видим, что моряки бояться. По каким признакам мы это узнали?», «Если я закрою лицо царевны Софьи, вы сможете догадаться, что она злиться?» и т. д. Для закрепления у детей знаний о способах выражения эмоций, мы предлагали им повторить мимику персонажа картины, придать пластилиновому человечку позу счастливого, грустного, обиженного и т. д. человека.

После бесед предлагали нарисовать или создать свои рисунки или поделки, которые помогут героям картин, нуждающимся в помощи. Дети изображали дома и зонты для детей, которые бегут от грозы на картине К. Е. Маковского, обувь и друга для Аленушки, корабль и плот для потерпевших кораблекрушение моряков и т. д. Также, рисуя радость в своем понимании, дети изображали героев любимых мультиков, родных людей, солнечную погоду, любимую игрушку и др.

Наибольшую трудность у детей вызвало восприятие картины Корина «Александр Невский». Дети, описывая полководца, говорили, что он злой, никого не любит. Но, после того как мы рассказали о подвигах Невского, о том как он защищал свою Родину, дети переменили свое мнение о нем. Дошкольники увидели в герое черты мужественности, храбрости, желание защищать свой дом от захватчиков.

Больше всего детям, также как и мне, понравилось работать по картине Пикурева «Неравный брак». Всех изображенных на картине людей мы сравнивали с персонажами сказок. Невеста – это Елена Прекрасная, жених похож на Кощея Бессмертного, люди вокруг – чудища, слуги Кощея Бессмертного. Желая помочь Елене Прекрасной, дети нашли Ивана-царевича, возлюбленного девушки (вот он стоит, у самого края).

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нами был использован тот же комплекс диагностических методик, что и на этапе констатации. Результаты показали положительную динамику в развитии у детей эмоциональной восприимчивости.

Т. о., наша работа показала, что ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи помогает освоить детям всю глубину человеческих переживаний, научиться сопереживать, помогать, сочувствовать. Опытно-экспериментальная работа показала правомерность выдвинутой гипотезы в исследовании: если при рассматривании произведений живописи педагог использует способы, направленные на развитие у детей эмоционального заражения и идентификации и формирует моральные знания и социальные ориентации, то уровень развития эмпатии у детей возрастает.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 мая 2013 в 06:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД