Елена
Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в музыкально-театрализованной деятельности через проведение интегрированных развлечений.
Музыкальный руководитель Никифорова Н. А,
Воспитатель Конюхова Е. В.
Инклюзивное образование - процесс (фр. Inclusif- включающий в себя, лат. Include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность.
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья, как в образовательную, так и в социальную среду.
Новизна.
Включение в инклюзивное образовательное пространство детей с ОВЗ независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития.
Дошкольники с ОВЗ характеризуются:
эмоциональной неустойчивостью;
наличием импульсивных реакций;
неадекватной самооценкой;
преобладанием игровой мотивации;
ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием их нервной системы;
низкой работоспособностью;
быстрой утомляемостью.
Самый короткий путь раскрепощения детей с ОВЗ.
Снятия зажатости, развитие чувств и художественного воображения – это путь через музыкально-театрализованную деятельность.
Музыкально-театрализованная деятельность является одним из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, определяющим развитие всех сторон личности ребенка и создающим «зону ближайшего развития.
Задачи.
1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
3. Развитие эмоциональной сферы детей.
4. Повышение уровня самооценки у детей.
5. Реализация творческих возможностей каждого ребенка.
6. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.
7. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ :
создание ситуации успеха;
игровые ситуации, дидактические игры;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Участие детей как с ОВЗ, так и здоровых в музыкально-театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии :
1. знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются;
2. развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление;
3. активизируется собственная речь;
4. активнее и успешнее формируются навыки невербального общения
5. обогащается словарный запас;
6. совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений;
7. развивается эмоционально-волевая сфера;
8. корректируется поведение;
9. формируется самостоятельность и активность.
Одной из форм музыкально-театрализованной деятельности является сказкотерапия.
Сказкотерапия является инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Актуальность сказкотерапии заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Принципы реализации игровой деятельности с использованием метода «Игра в сказку»
-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
-принцип доступности обучения;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип связи обучения с жизнью и практикой;
-принцип педагогической поддержки;
-принцип социально-адаптирующей направленности образования.
Почему отводится большая роль использованию музыкальных произведений?
Музыка творит чудеса - это известно с незапамятных времен.
Сказкотерапия предусматривает использование музыки в качестве сопровождения.
Музыкальный репертуар должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко и доходчиво.
Сказка и сама музыка, используемые на занятиях по сказкотерапии, является важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, мышление и память.
Для социализации детей с ОВЗ в коллективе проводятся совместные мероприятия с детьми общеразвивающих групп :
Экскурсии в группы;
Совместные праздники;
Посещение выставок;
Организация коллективных выставок;
Посещение музыкальных занятий и праздников друг друга;
Участие детей из общеразвивающих групп в музыкальных постановках и праздниках детей с ОВЗ;
Совместно- игровая деятельность.