Евгения Хадарина
Развитие эмоциональной сферы ребенка как важная часть развития гармоничной личности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. В наш век высоких скоростей и новых технологий, одной из важнейших проблем становится уменьшение, а то и вовсе отсутствие живого общения. У взрослых всё меньше остается времени на разговоры и игры с детьми, а ребенок остается не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него возникают в повседневном общении со взрослыми и сверстниками.
В настоящее время основным запросом родителей и предложением сферы услуг образования являются направления по развитию интеллекта и физических качеств детей. А развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков остается не востребованным. Между тем развитие именно эмоционального интеллекта ребенка помогает ему адекватно воспринимать окружающий мир, взаимодействовать с другими людьми. Как справедливо указывал Л. С. Выготский, только согласованное функционирование двух систем (интеллектуальной и эмоциональной) может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы ребенка как важная часть развития гармоничной личности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Восприятие своих эмоций, понимание их, контроль, ориентация на другого человека – всё это входит в понятие эмоционального интеллекта. В своей работе с дошкольниками мы уделяем достаточно времени для работы с эмоциями. Для этого используются такие методические средства, как
- сюжетно – ролевые игры
- коммуникативные игры
- дыхательные гимнастики
- использование эмоционально-символьных методов
- работа с родителями.
Поэтому актуальность этого вопроса не вызывает сомнений у педагогов.
Гипотеза. Эмоциональная сфера ребенка закладывается буквально с рождения: первая улыбка, «комплекс оживления», узнавание близких людей. В комплексе оживления А. В. Запорожец видит «зародыш всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств». Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок усваивает основные правила взаимоотношений в обществе. Дети дружат, ссорятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, иногда вредничают. Чтобы помочь им разобраться в многообразии эмоций были предприняты следующие шаги:
- познакомить дошкольников с базовыми эмоциями и их словесными наименованиями;
- научить оценивать свое эмоциональное состояние;
- помочь оценить эмоциональное состояние окружающих;
- привлечь родителей к формированию эмоционального интеллекта детей.
Предполагается, что это позволит развить положительные эмоции ребенка, снизить его тревожность, агрессивность, улучшить процесс адаптации в детском коллективе.
Цель. Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством знакомства детей с основными эмоциями, формирование умения выражать и контролировать их.
Задачи:
- знакомить детей с базовыми эмоциями;
- научить проявлять эмоции через мимику, жесты;
- формировать умение распознавать и сравнивать эмоции;
- повысить активность родителей в формировании эмоционального интеллекта; способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
- развивать и обогащать словарный запас ребенка с помощью слов, обозначающих эмоции;
Основная часть. В частности, мы разработали и применяем игру – приветствие «Наше настроение». В приемной группы расположен стенд, в котором в кармашках находятся «смайлики» (схематичное изображение эмоций).
Предварительно с детьми была проведена работа по знакомству с эмоциями, с их названиями. Ребята научились сопоставлять эмоцию с ее символическим изображением.
Приходя в сад, дети вместе с родителями обсуждают, с каким настроением пришёл сегодня ребенок. Малыш достает соответствующий смайл из кармашка и проходит в группу.
На данном этапе дошкольники с помощью родителей оценивают свое эмоциональное состояние (настроение, называют его. С другой стороны, родители могут немного больше времени провести со своими детьми. Помогая ему выбрать символ, родители учатся понимать и считаться с настроением и эмоциями ребенка. Так же взрослые учатся выражать свои эмоции конструктивно: не внушать ошибочных утверждений, что «мальчики не плачут», «девочки не злятся».
На следующем этапе, ребенок с выбранным символом проходит в группу и кладет его в «домик для смайлов». Это вторая часть игрового пособия «Наше настроение» в виде трех прозрачных емкостей, оформленных в виде домиков.
Как правило, перед завтраком есть время для организационного момента, когда можно совместно с ребятами проанализировать, кто и с каким настроением пришел утром. Ответы детей можно соотнести с погодой, с предстоящими / прошедшими праздниками или выходными. Тем самым формируя понимание от чего может зависеть настроение. Происходит интеграция с другими образовательными областями.
Далее в течение дня мы играли в различные игры:
- на корректировку настроения;
- игры-знакомство с эмоциями;
- на сплочение коллектива;
- гимнастика для расслабления.
Игровые упражнения по развитию мимики
«Съели кислый лимон» (дети морщатся)
«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови, хмурятся)
«Встретили маму» (улыбаются)
Клубочек хорошего настроения
Дети встают в круг, а в середину встает ребенок с плохим настроением. Все по кругу передают друг другу клубочек, разматывая его и произнося приятные слова стоящему в круге ребенку («…как мы рады видеть Машу», как бы нанизывая эти слова на нитку. Обойдя круг, клубочек дают ребенку, который стоит в кругу.
Фокусник
Домики для смайликов со смайлами внутри накрываем красивым платком. Дети все вместе говорят «заклинание» (или ребенку с плохим настроением даем «волшебную палочку»). Воспитатель незаметно убирает грустные смайлики и сняв с домиков платок, показывает, что чудо произошло и настроение изменилось.
Заключение. Проводя эту деятельность, мы заметили:
• что адаптация вновь прибывших в группу детей проходит более успешно.
Они меньше плачут, легче расстаются с родителями, лучше вливаются в
коллектив.
• заметно снизились проявления агрессии среди воспитанников. Узнавая
конструктивные модели поведения, дети перестали кусаться, плеваться и
т. д.
• снизилось беспокойство родителей и детей во время прощания утром.
• включение родителей в работу по развитию эмоционального интеллекта
позволило наладить более тесный контакт между ними и воспитателями.
Мамы и папы стали более открыто и искренне рассказывать о чувствах и
переживаниях ребенка и своих собственных.
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта влияет на все сферы жизни ребенка, гармонизирует детско-родительские отношения и должно стать неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса не зависимо от возраста.
Литература:
Выгодский Л. С. Проблема возраста/ Собр. Соч. в 6 т., М. 1984 Т4.
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников/ Мозаика синтез, М., 2011.
Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения/ С-Пб., 1996