Наталья Разумова
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
2.2 Основные приемы работы со сказкой, алгоритм сочинения сказки
Приемы работы со сказкой
1. Анализ сказок
2. Рассказывание сказок
3. Переписывание сказок
4. Постановка сказок с помощью кукол
5. Сочинение сказок
В своей работе я использую все приемы, но наибольший интерес представляет постановка сказок с помощью кукол и сочинение сказок, так как здесь наиболее ярко проявляется воображение, фантазия ребенка.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. При сочинении сказок ребенок может самостоятельно выбирать тему или сочинять по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Алгоритм сочинения сказки
1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации. Наша задача — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения детей. Обычно их пять:
1. Желание привлечь к себе внимание
2. Желание властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками.
3. Желание за что-то отомстить взрослому.
4. Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи.
5. У ребенка не сформировано чувство меры.
Итак, используя метод сказкотерапии можно в очень мягкой форме помочь ребенку в развитии эмоциональной сферы.
Правила проведения сказкотерапии с дошкольниками
1. Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому очень важна мотивация участников.
2. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
3. При проведении сказкотерапии обязательно учитывать индивидуальные особенности детей. От степени психологического комфорта непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.
4. Большое внимание следует уделять двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.
5. С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения служат в дальнейшем опорой для развития эмоциональности детей, выразительности, живости.
6. Важную роль играет психогимнастика. Использование данного метода побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
7. Для улучшения осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым высказываниям - комментариям. Если кто-то затрудняется, можно помочь наводящими вопросами.
8. Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию пантомимических этюдов.
9. Требование к помещению для занятий по сказкотерапии проводятся в удобном месте – отдельное, тихое, небольшое, хорошо освещенное помещение. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание детей.
10. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии.
11. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в этюдах изображают отрицательные черты характера. В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
12. На занятии не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.