Наталья Полянская
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития.
В этот период музыкальное развитие ребенка начинается тогда, когда он впервые слышит ласковый и нежный голоса матери, поющей ему колыбельные, или игривые и ритмичные мелодии, сопровождающие движения малыша во время бодрствования.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Однако этот процесс стал систематическим под влиянием целенаправленной активации и эмоциональной отзывчивости на музыку, основанной на опыте восприятия произведения искусства. Эмоциональные реакции на содержание музыки влияют на рабочие качества воспитанников детского сада в процессе занятия музыкально - эстетической деятельностью. Эмоциональные сферы психического развития ребенка играют ведущую роль.
Исследования ученых показывают, что музыкальное искусство открывает неисчерпаемые возможности и богатый эмоциональный опыт дошкольников. Возможность раннего развития эмоциональной отзывчивости на музыку, обусловленная, с одной стороны, интонацией природы в музыке, с другой стороны, закономерностями психического развития детей дошкольного возраста.
Обычно с двухлетнего возраста дети начинают посещать детский сад, и самой важной задачей является успешная адаптация ребенка. Исходя из этой работы, занятия в первой младшей группе направлены на развитие коммуникативных навыков: умение общаться со сверстниками, исполнять песню, обыгрывать попевки, выполнять простые движения со всеми.
Музыка начинает привлекать внимание детей раннего возраста и у большинства из них вызывает постоянный интерес. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнить какое-либо движение на глазах у всех. А с музыкой, подражая действиям своих сверстников и воспитателя, он выполняет разнообразные упражнения естественно и непринужденно.
Танцы помогают детям расслабиться и чувствовать себя уверенно, помогают наладить отношения с воспитателем, основанные на доверии.
Именно поэтому я строю занятия с частой сменой деятельности, а материал дается в игровой форме.
Многолетний практический опыт показывает, что 2-летние дети очень эмоциональны. Занятия музыкой приносят им огромную радость. Их движения все еще недостаточно точны, чувство равновесия плохо развито, поэтому разнообразие двигательных движений невелико, и все они носят игровой характер. Поэтому главная задача педагогов, работающих с детьми от 2 до 3 лет, проводить занятия как можно интереснее, чтобы пробудить у детей интерес к музыке. В результате к 3 годам у ребенка формируется достаточный запас эмоциональных ощущений, элементарное эстетическое восприятие и эмоциональная реакция на происходящее, будь то игра или танец.
На занятиях вместе с воспитателем мы формируем музыкальное сознание детей : стараемся показать эмоциональный отклик на пение или музыку, а также обращаем внимание детей на высоту звука (высокий звук-птица летит, низкий звук-медведи ходят). Мы побуждаем детей к элементарному музицированию: музыкально подпевать отдельные слоги, выполнять несложные движения по тексту песен в простом танце, игре (вместе со взрослыми и самостоятельно, а также активно участвовать в игре под музыку.
Я стараюсь проводить занятия так, чтобы они доставляют детям радость и веселье.
Работая с детьми, я вижу, как они стараются запомнить слова, которые поют все вместе, но во время пения часто возникают ошибки в произношении. Дети с интересом слушают и музыкальный рассказ с музыкальными иллюстрациями, выполняют движения в музыкальных играх, танцах по показу под музыку. Участвуют в сюжетных играх.
Дети охотнее и с удовольствием поют под музыкальное сопровождение, но чаще подстраиваются под мой голос.
Заметила, что малыши поют активнее и успешнее, если обращаются непосредственно к персонажу песни и за этим следует какое-нибудь конкретное действие.
Детские развлечения, утренники, я считаю - это праздник для детей, а не концерт для взрослых. Задача праздника — доставить детям радость хорошей музыкой, интересной сюжетной игрой, новым оформлением зала, яркими занимательными сюрпризами, ряженьем и атрибутами. Дети очень любят «кормить» птиц, «собирать» грибы, снежинки, прятаться под зонтиком, кататься на паровозе.
Чувства и эмоции являются основным содержанием музыки и музыкальной деятельности, особенно привлекательной для маленьких детей. Проблема музыкального развития детей раннего возраста всегда стояла очень остро. Я знаю по собственному опыту, что музыкальные способности ребенка проявляются очень рано. Музыкально-исполнительская деятельность предоставляет богатейшие возможности для развития эмоциональной активности, а эмоциональная сфера ребенка является основой для развития интеллекта пока еще маленького человека.
Учитывая трудности с речью у малышей, я сосредоточилась на слуховом восприятии. Возрастные особенности детей раннего возраста - подражании действиям взрослых, и это следует использовать в работе, наглядно показывая движения детям под музыку спокойную, веселую, бодрую.
Ожидаемые результаты работы с детьми раннего возраста.
Ребенок в период с 2 до 3 лет:
- имеет достаточный запас музыкальных впечатлений;
- у него развито элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку;
- достаточно развита музыкальная активность;
- с удовольствием включается в выразительное пение интересных для него песен, владеет некоторыми элементарными певческими умениями (поет напевно, достаточно согласованно с музыкой);
- эмоционально исполняет несложные хороводы, пляски (в том числе и с атрибутами, танцует в кругу, в паре;
- легко вовлекается в музыкальные и музыкально-сюжетные игры, старается выполнять действие под музыку, передавать характерные движения игровых персонажей (лисы, волка и т. п.);
- активно осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты;
- развиваются первичные музыкально-творческие проявления как в пении, так и в движении.