Татьяна Черданцева
Развитие взаимоотношений и сотрудничества дошкольников в ДОУ
Актуальность
Педагоги и родители сегодня волнуются, как построить отношения с детьми, очень трудно добиться высоких результатов педагогического взаимодействия. Как воспитать у ребенка отношения к миру, к людям, к себе. Какую выбрать тактику подхода наиболее эффективную с позиции формирования личности старшего дошкольника.
Формы организации детской жизни в современном
образовательном процессе
Публикация «Развитие взаимоотношений и сотрудничества дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Современный образовательный процесс в детском саду перестраивается в направлении повышения социально-коммуникативной, познавательно-исследовательской и творческой активности старших дошкольников. Разнообразные проблемные игровые и практические ситуации удовлетворяют потребность детей в дружеском общении и сотрудничестве, совершении познавательных открытий и самоутверждении.
Использование различных форм организации детей:
- совместные режиссерские;
- интеллектуальные игры;
- экспериментирование с различными материалами и предметами;
- викторины, праздники, развлечения, досуги;
- театрализация;
- образовательные ситуации;
- творческая деятельность (конструктивная, изобразительная, исследовательская).
Это возможности, которые могут объединить детей, обогатить их представления, практический опыт и взаимоотношения.
Для развития детской инициативы и творчества можно проводить отдельные дни в рамках одной темы дня: «День здоровья», «День смеха», «Дружба со сказкой» и другие. Тематическое построение такого дня активизирует познавательный и практический опыт детей, объединяет их в увлекательную совместную игровую, познавательно-исследовательскую, художественную и практическую деятельность. Самое главное в организации таких тематических дней ярко проявляются творческие способности педагога, его мастерство, знание интересов развития старших дошкольников.
У детей старшего дошкольного возраста под воздействием взрослых формируется понимание своей новой роли в детском саду. Они принимают то, что они самые старшие среди других воспитанников детского сада. Педагоги подчеркивают, как они выросли, что теперь они могут многое сделать для своей группы, для малышей, для всего детского сада, и конечно стать настоящими помощниками.
Чтобы заинтересовать детей социально полезной деятельностью, воспитатель должен своим личным примером показать детям, где и кому нужна помощь. Так, осенью убирая на своем участке опавшие листья, дети помогают дворнику, делая свой участок чистым и ухоженным. А когда воспитатель благодарит детей за выполненный труд, дети переживают радость, гордость, у них появляется чувство самоуважения.
Для развития взаимоотношений и сотрудничества дошкольников можно использовать потенциал в любом виде детской деятельности. Остановимся подробнее на такой форме активности, как проявление заботы о малышах в детском саду. Развитие самостоятельности старших дошкольников в общении младшими детьми возможно, если они располагают представлениями об особенностях возраста и возможностях малышей. Но практика показывает, что старшие дошкольники не всегда правильно понимают эмоциональное состояние маленьких детей и не знают их физических возможностей. Для такого контакта необходимо предварительное знакомство с темой «Наше раннее детство». Старшие дошкольники вспоминают свое раннее детство, приносят в детский сад
свои детские фотографии, игрушки, с которыми играли в детстве. Дети сравнивают отличительные черты внешнего вида из своего раннего детства, обсуждают, что изменилось; чему они научились; о чем узнали; чему еще надо научиться; какие добрые дела можно сделать для маленьких детей в детском саду и в семье. Можно рассказать детям, как вести себя, если дома появился младший братик или сестренка, разучить стихи для самых маленьких, песенки, потешки. В такой работе у старших дошкольников пробуждаются добрые чувства, стремление заботиться о малышах. Воплотить эти чувства можно в непосредственном общении детей.
Опыт заботы о самых маленьких в детском саду старшие дошкольники получают в практических ситуациях «Порадуем малышей нашим концертом», «Покатаем малышей на санках», «Сделаем малышам подарки» и другие. Играют с малышами в подвижные и хороводные игры, показывают простые сюжеты кукольных, пальчиковых театров, готовят театрализованное представление по сказкам.
Все это играет большую роль социально-нравственном развитии старших дошкольников. В общих делах, направленных на помощь младшим детям, укрепляются и взаимоотношения, формируется самостоятельность и осознание своих возможностей принести пользу другим, а также происходит социально-педагогическая готовность детей к предстоящему школьному обучению.
Несколько советов для родителей
• Поделитесь с ребенком воспоминаниями о своих друзьях (расскажите, как вы познакомились, сдружились, ощущали потребность в своем друге (подруге).
• Активно привлекайте своих детей к участию в делах, связанных с заботой о близких, приучайте быть внимательными к ним.
• Сделанные поделки, самодельные игрушки могут стать хорошим подарком для самых маленьких в семье, друзьям, выражая тем самым дружеское расположение, повод поиграть вместе.
• Придумайте вместе с ребенком веселые конкурсы и соревнования во время празднования дня рождения. Пусть дети получат радость от веселого и свободного общения со сверстниками и взрослыми.
• Не скупитесь на поощрения вашего ребенка. Ведь это – переживание ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения. Не стремитесь часто поощрять его только подарками, новыми играми, игрушками. Значимыми являются добрый взгляд, прикосновение, объятия, ласковое, восторженное обращение, гордость за своего ребенка.
Увлекательная содержательная жизнь в детском саду, наполненная интересными совместными делами, общими играми, эмоциональными переживаниями, творчеством, становится основой для социального развития, формирования дружеских взаимоотношений детей и сотрудничества.