марина костенко
Советы дефектолога «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.
Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т. е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым, а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т. е. функция, принадлежащая самому ребёнку)».
Темочки:
Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т. д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.
Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет.
В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Приведу некоторые упражнения из ежедневной практики для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Мышление
Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.
Обобщение
Цель: научить ребенка находить общие признаки предмета.
Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (например, «яблоко, банан, груша, слива»). Ребенка просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.
Анализ и синтез
Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.
Например, ребенку предлагают карточки и просят найти изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т. к., это обувь, а всё остальное – одежда).
Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.
Память
Для развития зрительной памяти полезно следующее упражнение. Ребенку предлагается картинка с изображением, например, кот, мяч, слон, тигр, неваляшка (количество изображений зависит от возраста ребенка от 4 до 7). Ребенка просят запомнить изображенные предметы (1 мин, а затем нужно закрыть картинку с изображенными предметами и предложить другую картинку с аналогичными изображениями, но с добавлением других предметов. Задача: найти изображения, которые ребенок запомнил.
Для развития слуховой памяти палезна методика А. Р. Лурия. "Заучивание 10 слов". Норма для дошкольника от 4 до 7-8 слов. Ребенка просят запомнить 7-8 слов на слух (2-3 повтора). Затем ребенок должен воспроизвести озвученные взрослым слова.
Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы.
Внимание
Для развития устойчивости внимания полезна игра «Лабиринты», «Ходилки».
Для концентрации внимания можно применить методику «Зашумленные картинки», то есть наложенные друг на друга картинки.
Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок).
Восприятие
Восприятие формы: игра «Вкладыши», «Коробка форм».
Восприятие величины: «Пирамидка», «Матрешка».
Восприятие цвета: Методика «Цветные кубики»
Например, перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определё нного цвета: «Покажи, где красный, синий, зелёный, синий.». Для детей среднего, старшего дошкольного возраста вводятся оттеночные цвета.
Речь
Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т. д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.
Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок, рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Воображение
Например, упражнение «Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка?» Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.