Ольга Дикарёва
Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми своей группы, я столкнулась с тем, что их речь не достаточно выразительна. Большинство детей, рассказывая о событиях своей жизни, не используют средств выразительности. Поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр».
Публикация «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу, Интернет – ресурсы.
Сделала вывод о том, что, именно дошкольный возраст является сензитивным периодом интенсивного развития речи детей.
При анализе методической литературы по данной теме, были определены оптимальные условия формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Был разработан план по самообразованию по теме «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возрастачерез театрализовано-игровую деятельность.
Нами были определены цель и задачи педагогической работы.
Цель: способствовать развитию выразительности речи детей посредством театрализованных игр.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей о различных средствах выразительности;
2. Расширять знания детей о различных видах театров, приобщать к изготовлению персонажей из бросового материала;
3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность вербальных средств;
4. Способствовать раскрепощению детей, выходу за рамки знакомых сюжетов, развитию артистических способностей детей;
5. Совершенствовать коллективные действия и взаимодействия;
6. Воспитывать у детей чувство сопереживания, сочувствия, способность живо представлять и передавать в играх события реальной жизни.
Реализации поставленных задач проходил в несколько этапов
I. Информационно-аналитический этап предполагал решение следующих задач:
1. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
2. Выявление и оценка условий организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников
3. Организация центра театрализовано–игровой деятельности
4. Разработка перспективного планирования театрально-игровой деятельности с детьми.
В проведении работы по выявлению и оценке условий организации театрализованных игр старших дошкольников была взята методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)
- Исследование предпочитаемого вида деятельности. А также были проведены следующие дидактические игры на выявление навыков использования детьми выразительных средств :
«Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем»
Цель: выявление умений детей использовать невербальные средства выразительности, при передаче характерных признаков задуманного действия;
«Скажи по-разному».
Цель: выявление умений детей интонационно передавать характерные особенности героев знакомых сказок;
«Волшебный мешочек»
Цель: выявление умения детей сочетать вербальные и невербальные средства выразительности, при передаче характерных признаков конкретного объекта. То есть умение передавать особенности животных и их детёнышей не только с помощью интонации, мимики, а так же жестов и поз.
При подведении итогов, полученных в процессе проведения дидактических игр, учитывались следующие средства выразительности :
1. вербальные:
чёткая артикуляция звуков;
интонация (темп, ритм, мелодика речи, ударение);
активность словаря;
2. невербальные:
жесты, поза, мимика.
Данные входящей диагностики позволили сделать вывод о том, что при исследовании предпочитаемого вида деятельности всего 15% детей отдали предпочтение театрализовано-игровой деятельности. Исследование навыков использования детьми выразительных средств показало, что - 85% детей группы легко воспроизводят текст, который проговаривал герой, имеют чёткую артикуляцию звуков. Но у 45% детей отсутствовало умение отображать мимикой, жестами и интонацией характер героя. В целом замечалась скованность детских движений, стеснительность. Можно отметить лишь несколько человек, которые более раскованно ведут себя перед зрителями. Тем не менее, желание заниматься театрализованной деятельностью возникало у большинства детей.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен центр театрализовано–игровой деятельности, который соответствует возрастным особенностям детей.
различные виды театров : настольный, пальчиковый, теневой, на фланелеграфе, книжки- театры;
реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы, костюмы, элементы костюмов, маски;
атрибуты для игровых позиций: грим, декорации, книги, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Содержание направлено на развитие театрализовано-игровой деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к миру театра.
II. Формирующий этап.
Деятельность по развитию выразительности речи у старших дошкольников, старались строить с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
1 блок Совместная деятельность взрослого и детей :
• НОД
• образовательная деятельность в режимных моментах: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
2. Блок – самостоятельная деятельность детей.
• Игры (игры-драматизации, подвижные)
• Наблюдения
• Рассматривание иллюстраций
Основные направления работы с детьми:
Театральная игра.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог; развивать способность напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.
(Игровые этюды «Угадай, что я делаю», психологические тренинги «Я солнышко», «Я тучка»)
Ритмопластика.
Задачи: развивать умение реагировать на команду, муз. сигнал, развивать координацию движений, запоминать позы и образно передавать их.
( Игры и игровые упражнения: «Выполни команду», «Море волнуется раз.», «Кто что умеет делать»)
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию речи, пополнять словарный запас.
Дикция отрабатывается с помощью:
- шуток- чистоговорок, потешек, поговорок;
- упражнений на договаривание слогов, называние слов.
Речевой слух: игры на местонахождение звучащего предмета, узнавание друг друга по голосу; упражнения в произнесении звуков и слов с разной громкостью, в различном темпе.
Для драматизации, инсценировки, рассказывания лучше использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)
Критерии в подборе сказки:
- доступность;
- ярко выраженная социальная норма (лучше парная);
- возможность обыграть сюжет;
- наличие диалога в тексте;
-предпочтение сказкам, персонажи, которых животные.
Методические приё мы:
- анализ сказки с точки зрения поведения персонажей;
- выделение героев с различными чертами характера;
- проигрывание этюдов (фрагментов сказок, сценок из жизни);
-развивающие и словесные игры;
- рисование и раскрашивание;
- использование элементов психогимнастики;
- игровые упражнения, обучающие ребёнка различать и называть
основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и эмоциями.
Проблему развития выразительности речи детей невозможно решить без активного участия родителей.
Взаимодействие с родителями осуществляется через совместные творческие дела, такие как:
• Создание рисунков «Поход в театр с родителями», «Наши творческие увлечения»;
• Декоративно-оформительская деятельность при подготовке к театральным представлениям;
• Подготовка презентаций семейных коллекций, творческих увлечений («Бабушкин сундук», «Кукольная мастерская»);
• Совместные экскурсии;
• Разработка методических рекомендаций в помощь родителям (памятки "Условия развития детей в театрализованной деятельности в семье" и т. д.)
• Анкетирование "Интонационная выразительность речи детей»
• Организация и проведение совместных детско- родительских праздников и викторин («Знатоки театрального искусства : что, где, когда и как?», «Чаепитие в сказочном лесу» с участием родителей в качестве театральных героев)
На заключительном этапе мы оценили уровень эффективности предложенной нами системы работы по развитию выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр.
В результате проведенной работы было установлено, что отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста выразительности речи. Дети стали активнее, эмоционально – выразительнее рассказывать сказки, научились импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей (лягушка не только квакает, но и говорит дрожащим голосом, а так же передавать величину героя в голосе (например, в сказках «Маша и медведи», «Три поросёнка» они самостоятельно меняли высоту и тембр голоса, в зависимости величины каждого героя). Так же дети стали активно использовать жесты, мимику, различные движения для передачи необходимого образа не только в играх, но и в свободной деятельности.
В инсценировках активизировался словарь детей, расширился словарный запас. Благодаря мимическим и пантомимическим упражнениям, многие дети научились не только передавать особенности какого-либо объекта интонацией, но и мимикой, жестами показывали его настроение.