Татьяна Лисица
Развитие вокально-технических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Трудно переоценить для здоровья детей значение пения. В дошкольном учреждении при организации пения детей соблюдаются необходимые гигиенические условия, то есть занятия проводятся в чистом и проветренном помещении, что позволяет пению способствовать развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата.
Педагоги, владея методикой преподавания вокала, проводят работу по пению так, чтобы беречь детский голос. Педагог следит за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко, и сами громко не говорят с детьми. Крик, шум портят голос, притупляют слух детей и отрицательно влияют на нервную систему.
Публикация «Развитие вокально-технических навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Как пение влияет на физическое здоровье?
Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и избавляет от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатывается эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.
Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Работая с голосовым аппаратом детей, преподаватель действует на укрепление здоровья своих учащихся.
Процесс обучения пению включает в себя формирование и развитие вокально-технических навыков и певческого голоса. Процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:
- способствует развитию музыкальных способностей: мелодического слуха, ладового чувства,
- музыкальной памяти;
- активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушария мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшения настроения, активизации внимания;
- развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
- естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
- улучшает тембр голоса, что способствует выразительности речи и пения;
- расширяет диапазон голоса, речевые и певческие возможности;
- речевой голос ребенка становится более устойчивым и выносливым: не срывается, не дрожит, и выдерживает длительную речевую нагрузку;
- создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
- оказывает общее оздоравливающее воздействие на организм ребенка в целом.
Развитие вокально-технических навыков у детей старшего дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка. Что включает в себя понятие – вокально-технические навыки?
Вокально – технические навыки :
1. Певческая установка
2. Вокальные навыки :
• дыхание;
• дикция;
• звукообразование;
• голосоведение
• чистота интонирования;
3. Хоровые навыки :
• ансамблевый строй
По утверждению физиолога Сеченова любая деятельность человека – это результат мышечных движений. Это утверждение относится и к вокально-техническим навыкам, так как эти навыки тоже являются двигательными. А двигательные навыки – это условные рефлексы, которые нужно выработать и закрепить.
Решающая роль в процессе формирования вокально-технических навыков принадлежит преподавателю, который своим словом оценивает действия учеников, объясняет, корректирует, приводит пример верного звучания. И в результате у учащихся вырабатываются и развиваются слуховые и мышечные ощущения.
Любые движения, в том числе и движения голосового аппарата, анализируются и синтезируются корой головного мозга. То есть, формирование вокально-технических навыков имеет физиологическую основу и во многом зависит от нервной системы и ее деятельности, от развития взаимосвязей между слуховыми и мышечными ощущениями голосового аппарата.
Основные моменты формирования вокально-певческих навыков.
Моя задача как педагога, научить детей основам вокального дыхания, научить петь красиво, певуче, чётко, внятно, с хорошим настроением, а самое главное с самоотдачей, что мы и стараемся реализовывать в процессе занятий.
Главным моим принципом в работе является – не навредить!
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу, я учитываю, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, пытаюсь выстроить собственную систему формирования певческих навыков. Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Этапы работы над формированием вокально-технических навыков :
1. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению слежу за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения) :
- сидеть (стоять) ровно;
- не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать
- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
- дыхание брать свободно (но не брать в середине слова);
- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
Очень хорошо рассказывается о певческой установке в песне Ларисы Абелян «Петь приятно и удобно.
2. Певческое дыхание.
Правильное дыхание – один из главных навыков, которым овладевают при обучении пению. Певческое дыхание – это фундамент звукообразования, который дает силу и длительность звука, а также, тембровую окраску. В вокально-педагогической практике правильным считается диафрагмальное дыхание. При этом типе дыхания грудная клетка и диафрагма активно включены в работу. Вдох сопровождается одновременным движением диафрагмы и нижних рёбер, что позволяет достигать полного вдоха. Диафрагма сокращаясь, активизирует мышцы живота и окончания нижних рёбер, раздвигая их в стороны.
Диафрагма – перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного. Диафрагма напоминает собой форму купола. Когда мы вдыхаем, альвеолы наполняются воздухом, грудная клетка приподнимается и тоже увеличивается в объеме. При этом нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма опускается за счет увеличения в объеме легких.
Дети не поймут, почему нужно дышать животом, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который незаметно и, главное, постоянно тренирует диафрагмальную мышцу.
Качество певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу.
Цикл певческого дыхания состоит из трех основных моментов:
- вдох короткий, но спокойный
- задержка дыхания перед началом,
- выдох более продолжительный, постепенный.
Навык певческого дыхания развиваем постоянно на каждом занятии и постепенно. Начинаем с упражнений на развитие трех основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох (короткий, задержка и постепенный выдох.
Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста
Упражнение №1
Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи. Руками ощутить, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что взят приличный объем воздуха. После этого сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали ребра.
Упражнение №2 «Свечка»
Надо задуть воображаемую свечу. Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и
“подуть на свечу”. Природа замечательно координирует действия: воздух из легких выходит постепенно, плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Диафрагма, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу “выплеснуться” на первых моментах выдоха. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Воздух наполняет легкие, а потом направленным потоком посылается наружу. Это упражнение дает хорошее представление о дыхательном процессе в пении.
Упражнение 3. Дуем на горячий чай.
Упражнение 4. «Понюхай цветок»
Упражнение 5. «Насос»
Очень хорошо дает почувствовать весь механизм дыхания упражнения на вибрацию губ. Я его называю «бурчалочка». Для начала говорю про мотоцикл, у которого нужно завести мотор, чтобы машина поехала. Итак… положили ручки на животик и давим на газ.
3. Дикция.
Переходим к следующему этапу. Это работа над дикцией. Дикция в пении отличается от речевого произношения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Объясняю детям, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Поэтому мы сначала говорим о содержании песни, расшифровываем непонятные слова. Для выработки навыка выразительной дикции выполняем упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки. И чтобы детям было не скучно и понятно, артикуляционная гимнастика проводится в виде сказки.
Например, сказка «Язычок».
Сказка про язычок.
Жил-был язычок (показали — спрятали язычок).
Жил язычок в домике (круговые движения за закрытыми губами).
Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул в окошко. Чтобы было лучше видно, вымыл одно окошко, второе. (Круговые движения по щечкам поочередно). Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз)
Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика (провести язычком по губам).
Набегался, стал прыгать (цокать).
Посмотрел язычок на небо, а там светит яркое солнышко. Улыбнулся Язычок солнышку (растягиваем губы в улыбке, и подмигнул сначала одни глазиком, а потом другим (подмигиваем поочередно).
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные.
Поэтому следующим этапом работы над развитием вокально-технических навыков, будет работа над звукообразованием, голосоведением и над интонированием. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано голосоведение. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Интонирование (точное воспроизведение мелодии). Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения мелодии рукой, дидактические игры, фланелеграф и так далее). Все эти задачи решаются с помощью вокальных упражнений и песенок-попевок.
Вокальные упражнения.
1. Я пою, хорошо пою (напевность)
2. Вот иду я вверх, вот иду я вниз (Чистое интонирование)
3. Побежали вверх, побежали вверх. (Дикция)
4. Зу-зу-зу, я купил козу (Развитие стаккато и легато)
5. Сыпется песок (выработка свистящих)
6. Та-та, два кота (дикция)
7. Андрей-воробей (дикция, чувство ритма)
8. Едет, едет паровоз (расширение диапазона)
9. «Бурчалочка» (интонация, дыхание)
Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для развития певческого голоса, в процессе которых происходит усовершенствование основных вокально-технических навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.
4. Основы ансамбля.
Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении, я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз.
Ансамбль у детей достигается постепенно. В старшем возрасте использую разнообразные варианты перекличек: пениесольно, дуэтом, трио (вместе с воспитателем, поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон. Перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу). Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку – кивок головы. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание.
Заключение.
Хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.
Список литературы.
1. «Тутти». Авторская программа. А. Буренина, Тютюнникова;
2. Музыкальный букварь. Н. Ветлугина
3. «Ладушки» Каплунова. Новоскольцева.
4. Музыкальное воспитание детей раннего возраста авт. Бабаджан;
5. Музыкальные занятия с малышами. В. А. Петрова;
6. Учите детей петь (Песни и упражнения для развития голоса у детей) авт., Орлова, Бекина;
7. Хоровое сольфеджио авт. Струве;
8. Игровая методика обучения детей пению О. В. Кацер.
9. Логопедические распевки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры,
автор Гаврищева.
10. Евтодьева А. А. «Учимся петь, играя»