Олеся Черевко
Развитие воображения дошкольников как возможность познания окружающего мира и развитие личности
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Развитие воображения дошкольников как возможность познания
окружающего мира и развитие личности»
Все участники семинара рассаживаются за столы (3 штуки)
Приветствие участников семинара-практикума.
Сегодня мы с вами будем говорить про воображение.
Публикация «Развитие воображения дошкольников как возможность познания окружающего мира и развитие личности» размещена в разделах
Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий…
Но! Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.
Целью нашего семинара является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации у дошкольников, на базе активизации фантазии. Мы постараемся представить вам упражнения, игры и тесты, позволяющие лучше развивать и использовать воображение ребенка для игры, обучения, развития его личности, улучшения настроения. Мы надеемся, что предложенный материал принесет пользу и вам, и вашим детям.
Скажите, с чего начинается день хорошего человека?
- С улыбки и приветствия
Вот и сейчас мы вам предлагаем поприветствовать друг друга. Это надо сделать письменно. Изобразите на листах, которые у вас на столе, послание-приветствие в символах. Буквы и слова – использовать запрещено.
Команды выполняют задание (5-7 мин)
Затем, по очереди, каждая команда представляет свое приветствие. Остальные расшифровывают это послание.
Справиться с этим заданием вам помогло воображение. Ведь сначала вам необходимо было придумать символы под определенные слова/выражения, а затем обратно – видя чужие символы, определить, о чем речь.
Не зря говорят: «Без воображения нет соображения». Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытия.
Слайд 3. Что такое воображение?
Воображение – способность человека творчески мыслить, видеть и замечать то, что не замечают другие люди. В детстве мы все фантазируем, с возрастом мы начинаем считать наши фантазии глупостями, пустой тратой времени. А зря! Именно люди, которые постоянно работают над своим воображением, становятся успешными поэтами, писателями, музыкантами, художниками. Хорошо развитое воображение помогает не только в творческих профессиях, но и во всех сферах жизни.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать образовательную программу без воображения, поскольку она на 90 % состоит из открытия нового. Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.
Слайд 4. Воображение впервые зарождается в раннем детстве в возрасте 2-2,5 лет. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Слайд 5. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию,творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом) и неуправляемым.
Один ребенок спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?», «Учи как следует математику», — услышал он в ответ.
Слайд 6. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Слайд 7. Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения.
Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.
Воображение тесно связано с интересами. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.
Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.
Ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.
Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.
В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.
Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать* разные варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития личности подростка.
Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.
Поэтому мы с вами очень счастливые люди. Благодаря нашей профессиональной деятельности, мы продлеваем свое «детство» и продолжаем развивать свой талант и остаемся одаренными людьми.
В нашем детском саду много талантливых детей. Некоторые из них нам помогли в подготовке к семинару. Проявляя свое воображение, они давали определения некоторым понятиям. Мы сейчас их зачитаем и покажем, а ваша задача – назвать эти понятия.
1. Когда ты что-то придумываешь и это сделать возможно. А другие потом этим восхищаются. (Идея)
2. Когда человек придумывает что-то и реализует в жизнь. Бывает волшебная и обычная, которая делается из простых материалов. (Фантазия)
3. Это то, чем мы дышим. В нем содержится кислород. Его никак нельзя взять в руки и увидеть. (Воздух)
4. Когда ты улыбаешься, счастлив и чувствуешь себя на свободе. (Радость)
Картинки
А теперь мы хотим дать вам такую возможность - проявить свою фантазию. На листочках нашей ромашки написаны слова. Вы сейчас отрываете листочек и рисуете это понятие, а остальные должны узнать это слово (включаем музыку спокойную).
Под звуки спокойной музыки, педагоги рисуют. Затем остальные отгадывают понятие.
1. детство
2. магазин
3. вкус
4. запах
5. радость
6. удача
А теперь давайте с вами рассмотрим пути развития воображения.
1. В игре
2. При чтении книг
3. При изучении разнообразных схем, географических карт и т. д., а так же при их составлении.
4. Занятиями творчеством: техническим, изобретательским, прикладным, художественным, музыкальным и т. д.
5. Наблюдением в процессе общения с природой.
В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т. п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности.
Слайды 8-14 игры на развитие воображения
Сейчас с вами мы хотим поделиться различными играми и упражнениями для развития воображения, которые вы можете использовать в работе с детьми для активизации их фантазии.
Для разминки: предлагаем игру «Горячий кирпич»
1. Что бывает тёплым?
2. Что бывает быстрым?
3. Что бывает зелёным?
4. Чем можно рисовать?
Игра «Странные вопросы – странные ответы» (с 10 лет).
Я буду задавать вам необычные, даже странные вопросы, а вы придумайте к ним такие же странные ответы.
- Какой цвет вкуснее: красный или зелёный?
- Чем бы ты предпочё л быть: идущей рукой, поющей ногой или бегущей головой?
- Каков вкус денег?
- Как звучит солнечный свет?
- Как звучит лунный свет?
- Кем бы ты предпочё л быть: полосками зебры, бородавками жабы или рогом носорога?
Задание. Используя различные техники изобразительной деятельности, вам необходимо сделать цветок.
- бумагоплатика;
- рисование (нитки, трубочки, печати)
- коллаж (природный материал).
Затем каждая команда презентует свой цветок.
Слайд 15. Воображение тесно связано с такими понятиями, как моделирование, творчество, игра, память. Вопреки сложившемуся представлению о том, что развитое воображение необходимо преимущественно представителям творческих профессий, это качество оказывается полезно и людям, связанных с иными сферами деятельности: инженерам, программистам, даже врачам. Именно воображение помогает людям находить решения в сложных ситуациях, предлагать нестандартные ходы и взглянуть на уже привычные вещи с непривычной точки зрения.