Светлана Рожкова
Развитие внимания и навыков самоконтроля у детей. Рекомендации психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Режим дня
Почему это важно? Режим включает в себя структурированность событий, происходящих за день. Детям по режиму дня жить понятно и спокойно. Режим отвечает биологическим потребностям, регулирует нагрузку и отдых. Имеет понятный план. Успокаивает нервную систему, не имеет неожиданностей, которые вызывают тревогу. Ребенок знает, что будет происходить дальше. Нервная система любит определенность и структурированность. Режим сосредотачивает на деятельности, учит следовать плану, что полезно для развития самоконтроля.
Публикация «Развитие внимания и навыков самоконтроля у детей, Рекомендации психолога» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как это можно сделать? Распишите режим дня. Можно просто на бумаге. Можно использовать готовый бланк или планер. Используйте наглядность для ребенка – карточки, наклейки, рисунки.
Что еще тут важно? Важно строго соблюдать. Поэтому не ставьте сверхзадач, чтобы ваш режим дня не превратился в каторгу.
Правила семьи.
Почему это важно? Потому что правила содержат определенный вариант поведения. Они приносят в жизнь порядок, структурированность. И успокаивают нервную систему. Психика очень не любит неизвестностей. Когда есть правила ребенку не нужно думать, что делать, как поступить.
Как это можно сделать? Подумайте, какие правила есть у вас. У каждой семьи они разные. Как вы едите, как общаетесь между собой, можно ли прыгать на кровати или брать конфеты до обеда и т. д.
Что еще тут важно? Важно соблюдение правил всеми членами семьи. Важно, что бы их было не много. Важно, что бы всем членам семьи правила были понятны.
Сон (дневной и ночной).
Почему это важно? Во время сна нервная система восстанавливается, набирается сил, перерабатывается полученная информация. Но сон должен работать на отдых. Если сон беспокойный, значит нервная система не отдыхает. Значит нужно разобраться в причинах плохого сна и постараться его наладить.
Как это можно сделать? Понаблюдать, как спит ваш ребенок. В случае необходимости получить консультацию у врача – невролога или врача – психиатра.
Что еще тут важно? Отнеситесь к этому серьезно.
Навыки гигиены и опрятности.
Почему это важно? Через усвоение навыков самообслуживания ребенок учится контролировать свое поведение. Для того чтобы освоить гигиенические навыки ребенку необходимо быть сосредоточенным и внимательным. Это первый этап формирования произвольного поведения.
Как это можно сделать? Делать вместе, показывать, рассказывать, играть, напоминать, при необходимости – искать мотивирующее подкрепление действий (похвала, что-то вкусное и т. д.).
Что еще тут важно? Выполнять постоянно. Учитывать возможности ребенка.
Диета. Есть исследования, доказывающие, что некоторые продукты влияют на состояние памяти и внимания, а количество употребляемой воды в день влияет на мыслительную деятельность. Также важны кислород и сон.
TV и гаджеты.
Почему это важно? Мозг воспринимает все внешние раздражители, как информацию, которую надо принять, проанализировать и что-то с ней сделать. То есть, он тратит на это свои силы. Даже если телевизор работает как фон, нервная система ребенка будет заполняться этой информацией. В итоге может перегрузиться и сил на усвоение чего-то нового и важного не хватит…
Как это можно сделать? Ограничить или исключить полностью.
Что еще тут важно? Понимать, что тут ребенок сам не может себя контролировать.
Беречь от стресса.
Почему это важно? Во время стресса, постоянной тревоги, раздражения, страхов нервная система тратит все свои ресурсы на то, что бы справиться с проблемой. И на формирование чего-то нового сил просто не хватает. В результате мозг не развивается.
Как это можно сделать? Решать проблемы по мере их поступления. Стресс - это различные ОРВИ и другие болячки, большое количество впечатлений, получаемых в день, любые травмирующие события, загруженность ребенка, эмоциональная обстановка дома или в детском коллективе и т. д.
Что еще тут важно? Психологический комфорт ребенка в детском коллективе (статус ребенка среди сверстников, эмоциональные трудности). Будьте внимательны ко всему, что происходит с ребенком и вами.
Психологические состояние родителей.
Почему это важно? Дети впитывают в себя эмоциональное состояние родителя. Если родитель подавляет свое эмоциональное состояние, внешне пытается показывать, что у него все в порядке, а внутри проживает негативные эмоции, ребенок будет чувствовать беспокойство. Стресс может проявляться через:
- физиологические особенности (чрезмерная потливость, учащенное сердцебиение, головная боль, проблемы жкт, трудности с дыханием, сон);
- поведенческие особенности (нетерпимость, беспокойство обо всем, склонность преувеличивать, замкнутость);
- эмоциональные особенности (потребность в постоянной поддержке, присутствии значимого человека, трудности с концентрацией внимания и памятью, страхи).
Как это можно сделать? Бережно относиться к себе. При необходимости обратиться за помощью к специалистам.
Качественно гулять.
Почему это важно? Ученые давно доказали важность кислорода для головного мозга и ЦНС. в условиях дефицита кислорода снижается работа всех функций мозга. Поэтому важно насыщать организм кислородом, дышать чистым воздухом.
Как это можно сделать? Выбирайте для прогулок места подальше от автомобильных дорог. Используйте прогулку как способ развития познавательный процессов и детско-родительских отношений.
Наблюдайте за природой, окружающими событиями, играйте вместе, разговаривайте и т. д.
Что еще тут важно? Систематичность.
Комплексное наблюдение специалистами.
Почему это важно? Потому что часто патология носит комплексный характер и требует медикаментозного сопровождения или наблюдения врача. Не забывайте своевременно проходить необходимых врачей, педагогов и следовать их рекомендациям.
Систематическое посещение занятий со специалистом и выполнение домашних заданий.
Почему это важно? Важно не пропускать занятия. Как правило, цель специалиста разбита на несколько последовательных задач, которые решаются на каждом занятии. Если вы пропускаете занятия, то достигнуть цели специалисту и ребенку будет очень сложно. Потом, несколько первых занятий после каникул уходят на адаптацию к педагогу и новой для ребенка деятельности. После каждого пропуска, у ребенка наступает период адаптации. То есть, силы будут тратиться, что бы привыкнуть к условиям работы, а не на то, что бы развивать новые навыки.
Как это можно сделать? Не пропускайте занятия и домашние задания без уважительной причины.
Что еще тут важно? Занятия – это тоже режим жизни ребенка.
Рабочее место.
Почему это важно? Место, где занимается ребенок должно настраивать на работу. Какие условия нужны вам, чтобы эффективно работать?. Для занятий важны: тишина, достаточное освещение, удобная мебель по возрасту ребенка, цвет стола (не отвлекающий, отсутствие внешних раздражителей, необходимые материалы.
Как это можно сделать? Выделите место для занятий, продумайте его.
Что еще тут важно? Заниматься в одно и то же время. Иметь часы на рабочем столе.
Мотиваторы
Почему это важно? Потому что интереснее заниматься тем, что нравится.
Как это можно сделать? Использовать для занятий тематику и материалы интересную ребенку, похвала.
Метод «Зеленой ручки»
Суть метода заключается в том, что взрослый отмечает (письменно или устно) то, что получилось у ребенка.
Почему это важно? Потому что это создает ситуацию успеха, возможность для похвалы. Ребенок видит свои достижения. Это сильнее мотивирует продолжать работу.
Как это можно сделать? Обводите зеленым карандашом те места, где ребенок постарался. Не комментируйте ошибки (если сам малыш их не проговаривает).
Что еще тут важно? Дети при таком методе замечательно видят те места, где у них не получилось и воспринимают их менее болезненно, получают опыт замечать плюсы и начинают больше стараться.
Учить учиться (поэтапно приучать к учебным навыкам).
Почему это важно? Для того чтобы ребенок усваивал новые знания ему нужно показать, как это делать. А это целый алгоритм действий: найти задание, понять его, взять необходимые инструменты для его выполнения, выполнить само задание.
Как это можно сделать? Рассказывать, что вы будете делать, как вы будете это делать, что для это нужно, где это лежит. Разбивайте цель на части и выполняйте задание поэтапно. Всегда объясняйте ребенку, что вы делаете.
Что еще тут важно? Объяснять на понятном ребенку языке. Кто-то поймет при простом обсуждении. Кому-то нужно проговорить и показать. С кем-то нужно проговорить и сделать вместе. С кем-то – сделать «рука в руке» и не один раз. Найдите тот вариант, который будет понятен вашему ребенку. Используйте наглядность: карточки, игрушки, планы.
Домашние обязанности (по возрасту).
Почему это важно? Обязанности – зона ответственности. Они учат продумывать, контролировать свои действия, «получать» последствия. Домашние обязанности развивают навыки самоконтроля у ребенка.
Как это можно сделать? Выполнять обязанности нужно научить.
Что еще тут важно? Важно чтобы ребенок сам контролировал выполнение своих домашних обязанностей без напомнаний родителей. Пусть они будут по возрасту и в небольшом количестве.
Играть в игры по правилам.
Почему это важно? В таких играх ребенок учится контролировать свое поведение, учится проживать проигрыш, следовать правилу.
Как это можно сделать? Выберите игры по интересам ребенка.