Анна Ковалева
Развитие умственных и творческих способностей детей в ДОУ с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие умственных и творческих способностей детей является актуальной современной задачей для педагогов ДОУ, поскольку именно дошкольный возраст это период активного развития познавательной деятельности, где происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения, следовательно, одной из актуальных проблем дошкольной педагогики.
Публикация «Развитие умственных и творческих способностей детей в ДОУ с использованием развивающих игр В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить воспитательно-образовательный процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует ФГОС ДО, очень мало. Примером может служить игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста В. В. Воскобовича, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников. Использование этой технологии в педагогическом процессе позволяет перестроить всю образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, а на более поздних этапах – и к самостоятельной, иными словами перейти на новую концепцию обучения согласно требований ФГОС ДО [3].
Технология В. В. Воскобовича это построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление и речь ребенка. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают ребенка к мышлению и творчеству. Эти игры психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе [2].
Развивающие игры-технологии, разработанные В. Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий.
Реализация этой технологии в дошкольном образовательном учреждении позволяет решить следующие задачи:
– стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами;
– совершенствовать у дошкольников процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти;
– способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность;
– способствовать проявлению у детей самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности;
– развивать у детей гибкость мышления, способность находить выход из нестандартной ситуации, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях;
– создавать ситуации, стимулирующие развитие коммуникативной культуры: умение слушать и договариваться в процессе игры [1].
Главной особенностью развивающих игр В. В. Воскобовича является то, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Специфика развивающих игр В. В. Воскобовича :
1. Возрастной диапазон. Игры одинаково интересны детям разных возрастов. Специфика развивающих игр В. В. Воскобовича в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, что как раз и развивает ребенка и сам автор считает, что присутствие взрослого желательно детям до трех лет. После трех все зависит от родителей, если они хотят дать ребенку больше, должны быть все-таки рядом в этой сфере. Ребенок будет выполнять задания и сам, но присутствие рядом взрослого даст ему больше.
2. Многофункциональность. С помощью этих игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, затем ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.
3. Творческий потенциал. Все игры – свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю.
4. Сочетание сказки и головоломки. Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты». В целом же насчитывается более 40 различных игр, направленных на развитие умственных и творческих способностей детей. Самыми известными являются «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы» и др. [4]
Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича на примере «Сказочных лабиринтов игр» целесообразно проводить в соответствии со следующими этапами:
1 этап: Внесение новой игры в группу.
Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего посредством этих игр развивать мыслительную активность.
2 этап: Собственно игра.
Цель: развивать логическое мышление, представления, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
Игры и упражнения применяются в определенной системе. Постепенно усложняются по содержанию, так и по способам организации.
3 этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуется ручная умелость и интеллект.
С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, работа по интеллектуально-творческому развитию детей 5-7 лет, проводится в три последовательных этапа в соответствии с возрастом детей : средняя, старшая и подготовительная группы.
Средняя группа. Для детей среднего дошкольного возраста поочередно вносятся игры, называются, но не дается объяснений, как в них играть. Таким образом, детям предоставляется возможность самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение.
Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», детям была дана возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка. Интересное знакомство произошло у детей с игровым комплексом «Ларчик». При помощи «Волшебных веревочек», дети без труда рисовали различные фигуры на игровом поле, создавали картинки. Ребята обратили внимание на такое свойство «Волшебных веревочек», как липучесть.
После презентации каждой игры, дети ознакамливались со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. «Фиолетовый лес» представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.
На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится воспитателю. Педагог знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей, играет и занимается вместе с ними. Ребята с удовольствием слушают сказки, решают интеллектуальные задачи и выполняют творческие задания вместе с героем и с педагогом.
К концу года, дети среднего дошкольного возраста легко конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу. Этому в большей мере способствуют игры : «Геоконт», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат», «Шнур Затейник» и т. д. При помощи «Конструктора цифр» можно в доступной форме познакомить детей также и с цифрами.
В старшей группе, кроме игр, которые использовались в средней, дети знакомятся с такими играми как: «Прозрачные буквы», «Прозрачный квадрат», «Прозрачные цифры» и т. д. На этом этапе дети знакомятся с основными приемами, приобретают навыки конструирования, пробуют выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходит в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Задача педагога на данном этапе стараться побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д.
Набор игр «Геовизор», «Чудо-Крестики», игровое поле из комплектов «Ларчик», «Квадрат Воскобовича» способствуют развитию таких процессов, как память внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Использование в образовательной деятельности игр В. В. Воскобовича помогает эффективно решить образовательные задачи на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Дети учатся определять свойства предметов, делать анализ их строения, учатся измерять длину разными мерками, сравнивать величины на основе измерения.
Подготовительная группа. Дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация). Планирование своих действий, постоянное усложнение игр, позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе педагог больше уделяет внимание развитию творчества и самостоятельности дошкольников. Детям предоставляется возможность изобретать игровые задания и упражнения, придумывать и конструировать предметные формы, составлять к ним схемы.
На всех этапах работы с играми В. В. Воскобовича педагогу необходимо создавать творческую атмосферу : поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. Очень важно поддерживать интерес детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес.
Развивающий эффект технологии заключается в новом способе приобретения детьми знаний, позволяющем ребенку самостоятельно, под разумным руководством взрослого и с помощью определенных правил в игровой интегрированной деятельности создавать продукт (предмет или сюжетную композицию из деталей различных развивающих игр). Таким образом, ребенок в процессе осмысленной деятельности является творцом, автором, способным к самостоятельному принятию решений и имеющим желание действовать, то есть он становится субъектом деятельности. Педагог в этом увлекательном процессе становится партнером ребенка и в форме дружеской поддержки передает ему свой опыт.
Данная технология применяется во всех видах деятельности, используется как в непрерывной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуется ручная умелость и интеллект.
Таким образом, как показывает опыт, игры В. В. Воскобовича развивают психические процессы (память, внимание, воображение, способствуют развитию творчества у детей не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и свободной деятельности. Развивающие игры помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемного обучения, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий. Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, способствующая развитию умственных и творческих способностей детей.