Анастасия Калачева
Развитие умственной деятельности и речи при помощи кинезиологических упражнений и массажных шариков су-джок
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в логопедической группе, я каждый год сталкиваюсь с различными все более сложными и разнообразными нарушениями речи. У детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность, за частую нет пространственной ориентации, нарушена координация движений, а также наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с умственной и речевой функцией.
Актуальность данных проблем вызвала необходимость разработки мероприятий и средств, направленных на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук у детей, координации движений, пространственной ориентации, чувства ритма.
Публикация «Развитие умственной деятельности и речи при помощи кинезиологических упражнений и массажных шариков су-джок» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Еще В. А. Сухомлинский известный педагог писал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающей за речь. А формирование речи способствует развитию умственной деятельности.
У современных детей, особенно городских, наблюдается тенденция общего моторного отставания. Да ведь это и понятно. Еще лет 20 назад взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: стирать, шить, вязать, перебирать крупы. В настоящее время придумано много автоматизированных машин для облегчения труда человека. Отсюда свои плюсы и минусы. Сейчас многие дети, уже достигнув даже школьного возраста, не умеют завязывать шнурки, потому что современная детская обувь предполагает практически всегда липучки или молнии.
К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это, конечно, оборачивается для ребёнка повышенной нагрузкой. Ведь теперь кроме получения учебных знаний ребёнку предстоит учиться держать карандаш в своих непослушных руках, выполнять инструкции педагогов. Со стороны родителей начинается давление на ребёнка, непонимание. Взрослые начинают усиленно заниматься с ребёнком, водить на различные курсы, где обучение ведется в форме урока, как у школьников. И тут главная задача нас педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр в обучении детей. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не отступать, если задания покажутся трудными, конечно, не забывать хвалить ребенка.
В нашей логопедической группе для развития мелкой моторики рук, координации движений, ориентации в пространстве мы используем много интересных приёмов, разнообразных стимулирующих материалов. Здесь подробнее я остановлюсь на применении кинезиологических упражнений. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, а, следовательно, облегчают процесс чтения и письма.
Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Эти упражнения нужно вводить постепенно, со временем усложняя. Ребята с удовольствием их выполняют, ведь для них это игра. Примеры кинезиологических упражнений :
1. Упражнение Буратино.
Сесть на стул, поочерёдно выставлять вперёд правую руку и левую ногу, левую руку и правую ногу.
2. Упражнение «Колечко».
Последовательно в достаточно быстром темпе соединять большой палец сначала с указательным одной руки, потом со всеми остальными.
Речевое сопровождение:
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето,
Мы не будем собирать,
Их больших букетов.
Задание сначала нужно сделать пальцами ведущей руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
3. Упражнение «Лягушка».
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе.
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Также в нашей группе мы активно применяем су джок-терапию с целью общего укрепления организма, психоэмоционального состояния ребёнка, развития мелкой моторики рук, чувства ритма.
Это массаж колючим шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга человека.
Каждый день в нашей группе проводятся музыкально-ритмические паузы. Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении. Это вызывает утомление определенных мышечных групп, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, направленной на преодоление недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей средствами музыкально – ритмической деятельности, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.
Применение этих методик помогает нам в работе с детьми. А главное, ребятам интересно, и они с удовольствием каждый день приходят в группу.