Ирина Киселева
Развитие умений составлять предложения различной синтаксической структуры в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий законы организации связной речи. Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основании синтаксической связи. В отличие от предложения словосочетание не передаёт законченную мысль и не является коммуникативной единицей, не имеет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости.
Публикация «Развитие умений составлять предложения различной синтаксической структуры в онтогенезе» размещена в разделах
Предложение имеет ряд признаков : выражает законченную мысль, имеет цель высказывания, грамматически организовано, имеет грамматическую основу, оформлено интонационно и является минимальной коммуникативной единицей человеческой речи. Существует несколько классификаций предложений в лингвистике : по характеру отношений к действительности, по цели высказывания, по характеру интонации, по количественному составу главных членов. Помимо этого лингвистами определены правила конструирования предложения.
Предложения очень разнообразны по своему значению и строению. Предложения делятся на простые и сложные по количеству грамматических основ.
Простые предложения (одна грамматическая основа) по строению грамматической основы бывают двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Односоставные и двусоставные предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов делятся на нераспространенные (нет второстепенных членов) и распространенные (есть как минимум один второстепенный член).
В предложение включаются все необходимые для понимания его смысла члены, но в русском языке имеются такие предложения, синтактическая структура которых допускает пропуск отдельных членов. Исходя из этого критерия, предложения могут быть полные и неполные. Полными считаются предложения, включающие все члены предложения, необходимые с точки зрения его структуры и коммуникативной завершенности. Неполными являются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения - главный или второстепенный.
Главные члены - это члены предложения, которые образуют грамматическую основу предложения. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, в односоставных - главный член может быть как подлежащее, так и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, грамматически соотносится со сказуемым, не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? или что).
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, признак, качество, состояние предмета или явления, может быть подлежащим, грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет?
В настоящее время особую актуальность приобретают исследования синтаксиса детской речи. Интерес к этим исследованиям специалистов объясняется необходимостью пересмотра временных границ становления речи в онтогенезе, а также важностью синтаксиса в процессе становления у детей языковой системы.
По словам Ф. А. Сохина, основное содержание вопроса об осваивании ребёнком синтаксической системой языка заключается "не только и не столько в выяснении того, какими языковыми средствами пользуется ребёнок на том или ином этапе речевого развития, но, главным образом, того, как он ими овладевает и как пользуется в процессе выражения и понимания мыслей".
Концепция речевого мышления Л. С. Выготского является главным обращением современных исследований синтаксиса детской речи.
Различая два плана речи (внутренний, семантический и внешний, фазический, Л. С. Выготский рассматривает особые законы движения, которые характерны для этих планов. Наличие таких законов обнаруживает себя в целом ряде фактов, относящихся к области речевого развития ребёнка.
Одним из таких фактов является различная стратегия, выявляемая при овладении ребёнком семантическим и фазическим планами. Отмечено, что внешняя сторона речи развивается у ребёнка от слова к сцеплению двух-трёх слов, затем к простой фразе, потом к сложным предложениям и к связной речи. При этом первое слово ребёнка является однословным предложением. В развитии семантической стороны речи ребёнок начинает с целого предложения, и только позже овладевает частными смысловыми единицами, значениями отдельных слов, расчленяя свою слитную, выраженную в однословном предложении мысль на ряд отдельных, связанных между собой словесных значений. Следовательно, развитие внутреннего и внешнего планов, при их единстве, идё т в противоположном направлении: смысловая сторона развивается от целого к части, от предложения к слову, а внешняя - от части к целому, от слова к предложению.
Овладение семантической структурой высказывания идет совместно с приобретением внеязыкового опыта в направлении всё большего структурирования познаваемого объективного мира (Л. С. Выготский, Дж. Брунер, Ю. А. Левицкий, Я. З. Неверович, А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева, и др.). В результате этого процесса ребёнок осознает различия между предметами и явлениями окружающей мира, постигает множество связей между элементами действительности и элементами в структуре языка.
Анализ процесса овладения ребёнком синтаксическим строем речи показывает, что формирование внутренне-речевой схемы высказывания отражает когнитивные процессы, соответствующие уровню овладения предметно практическим и коммуникативным поведением (Е. Ю. Протасова, И. Н. Горелов, Дж. Брунер, Д. Б. Эльконин).
С учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка определяются следующие периоды формирования речи, которые описаны в работах А. Н. Гвоздева.
I период — период предложений, который состоит из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес). Это:
1) этап однословного предложения - ребенок использует только отдельные слова в роли предложения. Для выражения своих желаний, потребностей ребенок в речи использует небольшое количество слов. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок активно пользуется жестами, интонацией. Первые слова, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу, лепетные слова (ди, моко). Однословное предложение является начальным пунктом развития детской речи как в норме, так и при всех видах нарушений и отклонений. При нормальном развитии этот период первенствует в речи ребенка в течение полугода, и речевой арсенал ребенка состоит из небольшого количества слов.
2) этап предложений из нескольких слов-корней - ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова. В речи ребенка появляется фраза. Между словами грамматическая связь отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме, без изменения их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания.
II период — период усвоения грамматической структуры предложения (1 г. 10 мес. — 3 года, он включает в себя:
1) этап формирования первых форм слов - ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова, старается замечать различную связь между словами в предложении. В речи ребенка появляются первые грамматические связи между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет, некоторые формы управления глаголом (дай кису). Соответственно в речи ребенка имеется множество аграмматизмов. На этом этапе расширяется структура предложения до 3-4 слов (Таня играет кука).
2) этап с использованием флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов и усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. Все формы словоизменения ребенок не может одновременно усвоить, так как флексийная система сложна для него. Ребенку необходимо первоначально усвоить наиболее частотные флексии. В течение определенного времени дети применяют только одно, продуктивное окончание, которое А. Н. Гвоздев называет «главенствующим».
Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Прилагательные во множественном числе правильно употребляются только в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Идет усвоение личных местоимений. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги : в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.
Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5—8 слов. В речи ребенка появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.
3) этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). При нормальном речевом развитии наблюдается то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных грамматических элементов языка — флексий.
На начальных этапах речевого развития в детской речи предлоги отсутствуют (на столе — толе). Но этот период недолгий. Когда ребенок научится определять и применять флексию, тогда происходит введение в эту конструкцию и недостающего элемента — предлога. Таким образом, ребенок научится выражать лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии. На данном этапе наблюдаются аграмматизмы при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под, но при этом ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы. Также идет закрепление согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах. Детская речь проходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, отмечается усвоение многих служебных слов.
III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). В этом периоде наблюдается систематизация грамматических форм по типам склонения и спряжения, усвоение многих единичных форм, исключений. Сокращается словотворчество у ребенка, так как он овладевает общими правилами грамматики. Продолжается этап усвоения согласованности прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольного управления.
А. Н. Гвоздев отмечает, что к 3-3, 5 годам в словаре детей появляются все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова, предлоги, союзы, частицы и междометия. В этот же временной промежуток в речи ребенка формируются грамматические формы, отражающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются с помощью специальных средств - системы флексий, отдельных служебных слов и т. п. Ребенок пяти лет с нормальным речевым развитием может пользоваться синтаксисом и морфологией, правильно составлять не только простые, но и сложные предложения.
Таким образом, развитие умений составлять предложения различной синтаксической структуры в онтогенезе проходит долгий путь. Начинается этот путь со следующих периодов формирования речи - это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней. Потом усложняется периодом за счёт усвоения грамматической структуры предложения и овладения общими правилами грамматики. К концу 5 годам ребёнок должен быть способен абсолютно овладеть основными законами морфологии и синтаксиса, а также грамотно составлять простые и сложные предложения.