Алёна Шаповалова
Развитие у детей мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Аннотация. В данной статье рассказывается о развитии мелкой моторики, у детей младшего дошкольного возраста используя разные виды детской деятельности.
Ключевые слова: мелкая моторика; дети младшего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие у детей мелкой моторики» размещена в разделах
Как часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом нужно помнить о координации «рука-глаз», поскольку развитие мелких движений рук осуществляются под контролем глаз. Почему же важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Это связано с тем, что в головном мозге человека центры, ответственные за речь и движения пальцев расположены очень близко. При стимулирование мелкой моторики, мы активируем участки, которые отвечают за речь.
Мелкая моторика - важный моментом физического развития детей в младшем дошкольном возрасте. Очень важно развивать её в данном возрасте, поскольку, когда ребенок взрослеет, он должен принимать точные и координированные действия. Эти навыки ему пригодятся начиная с быта, для того что бы самостоятельно одеться, покушать, убрать за собой, а также чтобы что-то нарисовать, написать или же что-то смастерить.
Развитие мелкой моторики очень важно для развития личности ребенка. Так как эти навыки помогают стать ему более самостоятельным, независимым от взрослых, это способствует формированию инициативы в различных видах его деятельности.
Исходя, из выше изложенного целью моей работы стало развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, с использованием различных видов деятельности.
В детских садах в игровых комнатах групп оборудованы различные зоны для развития детей, в том числе и мелкой моторики рук.
Уголок природы, это место очень интересно для детей, особенно младшего дошкольного возраста, здесь можно не только посмотреть, но и потрогать, послушать. Большим спросом пользуются коробочки (контейнеры) с различным природным материалом: песок, галька, зернышки, разнообразные семена, которые отличаются формой, цветом, а так же детям очень нравится изучать мешочки с различным наполнением. Этот процесс очень увлекает детей, так как в отличие от коробочек, они не прозрачные и что в нем находится, можно узнать только внимательно изучив его пальчиками, ручками.
Уголок конструирования, это место в котором можно фантазировать, создать свой мир. В нем много различных конструкторов и кубиков, каждый из которых имеет свою особенную форму деталей, цвет, тип соединения. Все эти, казалось бы, игры способствуют развитию мелкой моторики рук детей.
Спортивный уголок, в нем детей привлекают массажные мячики, массажный коврик (по нему можно не только ходить, но и прощупать ручками, мячи, кегли, шведская стенка.
Творческая мастерская, это волшебное место группы, где дети могут воссоздать свои фантазии, здесь они могут поработать с пластилином, шаблонами и трафаретами, для обведения, так же получившиеся рисунки можно вырезать, раскрасить.
Упражнения, способствующие усовершенствованию навыков:
• Пальчиковая гимнастика
Помогает совершенствовать двигательные навыки пальцев рук.
• Игры с мелкими предметами (камешки, зернышки, семечки, бусины, пуговицы).
Эти игры хорошо тонизируют и оздоравливают.
• Игры с песком
Знакомство с песком и световым столом, правилами безопасности, освоение приемов и техник песочного рисования (начиная с элементарных к более сложным).
• Вырезание
Освоение основных приемов вырезания - резать по прямой, вырезание простейших фигур.
• Аппликация
Здесь нам пригодится и предыдущий навык. Из вырезанных фигур склеить композицию (аппликацию).
• Оригами
Развивающий потенциал оригами очень высок.
• Лепка из пластилина, глины.
• Шнуровка.
• Рисование, раскрашивание.
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, должно быть систематизировано, чтобы получить результат. В этом должны принимать активное участие родители детей.
Для вовлечения родителей в развитие мелкой моторики, с ними можно провести следующую работу: круглый стол «Мелкая моторика, что это? Что нужно делать для ее развития?», практикум «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» и т. д.
Деятельность по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста нужно стараться строить в соответствии с дидактическими принципами: научным, системным, последовательным, доступным, интеграционным, наглядным, индивидуальным подходом.
Таким образом, используя все перечисленные упражнения, зоны игровых комнат и не только, в образовательной, воспитательной и игровой деятельности детей мы развиваем мелкую моторику рук.
Не стоит забывать «Ум ребенка - на кончиках его пальцев» так поэтично великий педагог Василий Сухомлинский объяснил, для чего важно с раннего возраста развивать мелкую моторику.
ЛИТЕРАТУРА
1. https://zhdumalisha.ru/rebenok/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
2. https://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=910843
3. https://sad41gomel.schools.by/m/pages/pedagogicheskij-opyt-vasilevoj-en