Наталья Помаскина
Развитие у детей инициативности и самостоятельности при создании макетов и пособий
▼ Скачать +Заказ
Развитие у детей инициативности и самостоятельности при создании макетов и пособий.
Актуальность. Самостоятельность и инициативность является стержневой основой характера человека. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются приоритетной стороной характера человека и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и инициативность. Известно, что самостоятельность не даётся человеку от рождения, она формируется по мере взросления детей и на каждом этапе имеет свои особенности. Высшей ступенью в развитии самостоятельности является способность к самоорганизации и участию в коллективной деятельности.
Публикация «Развитие у детей инициативности и самостоятельности при создании макетов и пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Развитие у детей самостоятельности и инициативности, используя различные виды продуктивной деятельности.
Задачи:
- Создать предметно - развивающую среду.
- Формирование самостоятельности и инициативности в различных видах продуктивной деятельности.
- Вовлечение родителей к поддержанию проявления самостоятельности и инициативности детей дома.
Одним из целевых ориентиров, определённых ФГОС, является развитие и проявление самостоятельности и инициативности в различных видах деятельности.
Детская инициативность и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, экспериментировать, трудиться в соответствии с собственными интересами, является важным источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, и как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие различных компонентов самостоятельности. Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов продуктивной деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Задачу формирования инициативной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества. В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности дошкольников.
Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается как волевая характеристика человека. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Это важнейший показатель совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
В продуктивных видах деятельности формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, инициативность которые являются основным компонентом творческой деятельности. Ребёнок учится продумывать самостоятельно содержание, подбирает материал, использует различные средства выразительности.
Ребёнок развивает мотивационную сторону деятельности, необходимо выполнить красиво необычно. Осознаёт значимость своей деятельности, сделать малышам сюрприз, поделку, сконструировать что-то.
Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:
-установлены родительские отношения к формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;
-определены критерии и уровни сформированности самостоятельности старших дошкольников, учитывающие его специфику;
- создана развивающая среда.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал, карандаши, краски).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись рисовать и лепить, конструировать по замыслу, в группе у малышей организуют рисование или лепку, игру со строительным материалом.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Продуктивные виды деятельности оказывают своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, творческая игра с самостоятельно изготовленными героями, способствует развитию активности и инициативы. В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Сформированная самостоятельность – это проявление настойчивости в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия со сверстниками.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Самостоятельная продуктивная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, в рисовании, лепке или изготовлении игрушек не только для себя, но и для определенного лица или группы лиц, для изготовления украшений к праздникам, пособий для игр, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных в ходе образовательной деятельности.
Моя задача как воспитателя – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость
В нашей группе дети самими выбирают для работы материал для своей продуктивной деятельности, комбинируют его, в зимний период вместо воды часто используют снег и лёд в работе по изобразительной деятельности. Тем самым даю возможность ребенку самостоятельно проявить инициативу предложить разные идеи по изготовлению любой игрушки или подарка. Вместе с детьми в группе заменили традиционную выставку детских работ, созданием театра пластилиновой игрушки (использование работ по аппликации, конструированию, лепке, тема сказок – это тема проекта, персонажи – вылепленные или изготовленные герои по теме проекта, что позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его предмет и сотворить такие яркие и запоминающиеся работы, которыми можно манипулировать, обыгрывать в течении недели, герой, декорации пополняются или изменяются. Так персонажи проекта «Жители тундры», познакомились с персонажами проекта «Жизнь животных в зимнем лесу», и далее реализация проекта «Здравствуй, здравствуй Новый год» помог детям расширить представления о севере, тайге и пофантазировать на новогодние темы с героями этих проектов. Такая деятельность стимулирует детей самостоятельно придумывать декорации, героев, диалоги между ними, проявлять инициативность в организации и создании мини - спектаклей.
Дети группы вовлекают своих родителей в создании детских проектов и стремятся к их реализации. Так была проведена презентация детских проектов «Рисование натуральным соком», «От семечки до игрушки», «Как изготовить лакомство на полочке». Презентация проекта «Превращение снежного колобка» увлекла детей на столько, что ребята проявили инициативу самостоятельно изготовить постройки из снежных шаров на участке, проявив самостоятельность и инициативность, удивить родителей. Так появилась на зимнем участке гусеница с лапками, для перешагивания и лазания, проделав углубления в каждом шаре, дети предложили использовать их для метания снежков, затем скатали снежные шары для снеговиков, соединив их между собой гимнастической полочкой, где сами подлезали под ней. Таким же способом появились два клоуна, соединённые между собой обручем, дети стали использовать эту постройку для лазания.