Марина Рейс
Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте средствами изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дата проведения: 29 января 2013г.
Место проведения: МБДОУ детский сад №34 «Березка»
Технология: мастер-класс
Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений района
Проводит: воспитатель I квалификационной категории Марина Витальевна Рейс
Регламент: 45 минут
Цель:
Овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, формирование мотивации к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию.
Задачи:
Публикация «Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте средствами изодеятельности» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
•развивать у педагогов, выполняющих творческие задания нестандартность мышления, умение смотреть на привычные вещи непривычно;
•познакомить педагогов с приемами развития творческого воображения на примере развивающих игр по изодеятельности;
•создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческой инициативы, фантазии, воображения педагогов.
Оформление: выставка детских рисунков за 2011-12, 2012-13 учебные года
Оборудование: гелиевая синяя ручка, фломастеры, карандаш, цветные карандаши, акварель, кисти, вода, салфетки, бумага А4, 24 листа с «волшебниками» - по 2 на каждого участника.
Алгоритм мастер-класса:
1. Выделение проблемы;
2. Актуализация проблемы;
3. Объединение в группы для решения проблемы;
4. Работа с материалом, представление результатов работы (рисунки);
5. Рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса).
Ход мастер – класса
1. Выделение проблемы:
В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своём состоянии. Одному дал 5 талантов (талант — серебряная монета в античной эпохе, другому — 3, третьему — 1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные ими таланты. У нерадивого он отобрал и последнее.
А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить одно простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
2. Актуализация проблемы:
Два мира есть у человека; Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества и реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, способность эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах. Испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: " Век живи - век учись", важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольный период, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Чем же характеризуется творчество? Борис Михайлович Теплов в этой связи пишет: "Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение".
Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, "которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции". Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности. Так возникает педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание "сочинять". Поэтому следует разрабатывать новые подходы. Какие?
Решением этого вопроса мы сегодня и займёмся. Сначала мне надо выбрать помощников. Я предлагаю вам игру «Грибы и лукошки».
3. Объединение в группы для решения проблемы:
Три открытки разрезать на шесть частей, все части перемешать на ковре (это грибы). Каждый «срывает» себе гриб, ищет свою компанию, складывают картинку в «корзину» - обруч. Картинки «Чебурашка» и «Машенька – поварёнок» - участники; «Машенька с букетом» - наблюдатели. Участникам предлагаю написать своё имя на беджах, чтобы удобнее было обращаться друг к другу. К наблюдателям у меня будет особая просьба. По ходу мастер – класса я прошу вас заполнять вот такие «телеграммы» (листочки небольшого размера). Слушайте своё внутреннее состояние и коротко записывайте, буквально 2-3 слова. Перехожу непосредственно к участникам.
Прежде чем, мы с вами приступим к поиску стимулов, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание "сочинять", давайте вспомним три основных этапа в творческой деятельности ребёнка.
Первый - возникновение, развитие, осознание замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования.
Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданных работ позволяет детям полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия всё, что создано детьми, выставляется на доске, каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволяют детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.
Известно, в своих работах дети отражают впечатления, полученные от окружающего мира. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшее условие творчества - развивать восприятие у детей (зрительное, осязательное, кинестетическое, формировать разнообразный сенсорный опыт.
Чтобы ребёнок понял, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление, педагог сам, должен чувствовать, видеть прекрасное в жизни. Это качество он развивает в себе и детях постоянно. Как это сделать? Развивать наблюдательность.
День за днем наблюдайте с детьми за явлениями природы - за тем, как набухают почки на деревьях, как они постепенно распускаются, опушая дерево листвой. А как разнообразны гонимые ветром серые тучи, как быстро меняются их форма, положение, цвет! Обратите внимание на красоту движения облаков, изменения их формы. Понаблюдайте, как красиво освещаются небо и окружающие предметы лучами заходящего солнца.
Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Недаром в Японии, где так высока культура эстетического восприятия, педагоги развивают у детей наблюдательность, умение вслушиваться, вглядываться в окружающее - улавливать разницу в шуме дождя, видеть и слышать, как гулко стучат по стеклу тяжелые капли, как радостно звенит внезапно налетевший летний "грибной" дождь. Такого рода наблюдения можно проводить с разными объектами.
Объекты для наблюдений находятся ежедневно. Их цель - расширить представления детей о мире, его изменчивости и красоте. Ещё одним важным условием проявления творчества в художественной деятельности является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения.
Какой же напрашивается вывод? Условиями, стимулирующими успешное развитие творческих способностей, являются:
•Развитие восприятия (зрительное, осязательное, кинестетическое, формирование сенсорного опыта.
•Развитие наблюдательности, умение созерцать красоту, наслаждаться ею.
•Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
•Обогащение предметной среды для реализации творческой активности ребенка.
•На занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
•Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
•Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.
4. Работа групп с материалом: (музыкальное сопровождение)
Итак, мы переходим к играм и игровым упражнениям, развивающим фантазию и воображение. 1. «Цвет» Человеческий глаз способен различать десятки, сотни и тысячи оттенков разных цветов. Каждый цветовой оттенок, известный человеку, имеет своё название. Стоит лишь произнести это название, и окружающие понимают, о каком цвете идёт речь. А как быть, если человек вдруг потеряет речь? В этом случае он вынужден будет объясняться мимикой и жестами. И среди многих слов, которые придётся объяснять жестикуляцией, будут и названия разных цветов. Попробуйте, используя искусство пантомимы, изобразить цвет: белый, жёлтый, розовый; чёрный, зелёный, фиолетовый. Команды сами решают, кто из участников будет выполнять задание.
2. «Картина – настроение» понадобится листа, гелиевая или обычная ручка. Каждый момент своей жизни человек пребывает в каком-либо настроении. Даже когда он говорит: «У меня нет никакого настроения», он имеет в виду, что у него сейчас усталоравнодушное настроение. С древних времён человек научился запечатлевать настроение в музыке, живописи, литературе. Например, в живописи это делается через сюжеты картины и через подбор красок. Но некоторые художники утверждают, что можно передать настроение и без красок, и без сюжета. Нужно лишь взять карандаш или даже авторучку, погрузится в определённое состояние и провести на листе бумаги ряд прямых или округлых линий. В совокупности этих линий обязательно будет ощущаться настроение. Попробуйте проверить, так ли это. Возьмите ручку, прикройте глаза, некоторое время прислушайтесь к себе и с помощью нескольких линий нарисуйте: тревожность, хандру, увлечённость, ликование.
Короткое обсуждение: как выглядит то или иное настроение, насколько легко или сложно было выполнить это упражнение.
3. «Два волшебника» цветные карандаши, фломастеры Цель упражнения: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков. Используется для развития чувств на базе воображения. Предлагаю две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Ваша задача дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».
Короткое обсуждение: каким образом вы превращали своих волшебников в доброго, в злого (выражение лица или цвет одежды, волос)
Прежде чем вы приступите к выполнению следующего задания, предлагаю порассуждать. Дети рисовали портрет Зимушки. По вашему представлению, какая может быть Зима? (весёлой, ласковой – это солнечный день; грустной – пасмурный день; сердитой, злой – вьюга, метель, буран). Соответственно дети выбирали эмоцию для портрета своей Зимушки. Вам задание нарисовать «Автопортрет».
4. «Автопортрет» альбомного листа, техника исполнения по желанию. Выбор за вами, какого себя вы изобразите: настоящего, будущего, на работе или дома, а может быть автопортрет вашего внутреннего мира! Как вы чувствовали себя выполняя это упражнение?
5. «Рисование с пересаживанием» 6 альбомных листов нумеруются, фломастеры. Цель: развитие воображения, умение совместно задумывать и выполнять работу; умение составлять небольшие описательные рассказы по своим рисункам. Участники разбиваются на пары, каждая пара задумывает тему своего рисунка, записывает на отдельном листочке под своим номером. По сигналу начинают рисовать, по сигналу пересаживаются на место соседей. Пары пересаживаются до тех пор, пока не вернуться к своим изначальным рисункам. Сравнивают, что задумывали и что получили.
Короткое обсуждение: Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся? Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
6. «Три краски» листы для акварели, краски, кисти, вода, салфетки. Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение. Предлагаю взять три краски, по вашему мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине. На сколько легко или сложно вам было выполнять это упражнение?
5. Рефлексия. Подведение итогов.
Упражнение «Яблоня». К сожалению, время моего мастер – класса истекает, я благодарю Вас за работу и прошу сделать свой выбор: Если МК прошел для вас плодотворно и вы довольны, то прикрепите к дереву яблоко. Если МК прошел хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите цветок.
Если МК прошел для вас не интересно, то прикрепите к дереву зеленый лист.
А уж если совсем напрасно было потрачено ваше время, то желтый, чахлый лист.