Екатерина Мухамедьярова
Развитие творческого мышления на занятиях английского языка в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого мышления на занятиях английского языка с использованием ТРИЗ
Цели на уровне основного общего образования:
1. Создание условий для развития творческого потенциала учащихся.
2. Создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ.
3. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
4. Формирование здорового образа жизни.
Основные принципы:
Публикация «Развитие творческого мышления на занятиях английского языка в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
1. Доступность и наглядность.
2. Учёт возрастных особенностей.
3. Связь теории с практикой.
4. Включение учащихся в активную деятельность.
5. Сочетание индивидуальных иколлективных форм деятельности.
Организация внеурочной деятельности дает возможность воспитателю реализовать
свой творческий потенциал, разрабатывая нестандартные занятия, внедряя новые методы, развивая творческоемышлениеучащихсяна основе НФТМ-ТРИЗ.
НФТМ –непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся. ТРИЗ –теория решения изобретательских задач.
Это научно-практическое направление по разработке и применению эффективных методов решения творческих задач, генерированию новых идей и решений в науке, технике и других областях человеческой деятельности.
Цель данной системы НФТМ-ТРИЗ –формирование творческой личности учащихся, обладающей системным мышлением, способной решать творческие задачи любого уровня сложности.
СистемаНФТМ-ТРИЗ основана на поисково-познавательной деятельности учащихся, начиная с самого раннего возраста, и направлена на развитие фантазии, творческого воображения и управление ими.
Для активизации поиска новых, оригинальных, творческих решений каких-либо задач и ситуаций учащимися, креативнойпедагогической системой НФТМ-ТРИЗ разработаны следующие методы, являющиеся средствами развития творческого воображения :
1. Метод фразеологизмов.
2. Метод фокальных объектов.
3. Метод морфологического анализа.
4. Метод мозгового штурма.
5. Метод аналогий.
6. Метод моделирования человечками.
7. Метод применения оператора РВС.
8. Шкала «Фантазия»
9. Метод эмпатии.
Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом. Для формирования у дошкольников творческого подхода к решению возникающих задач, необходимо вводить в структуру занятия специальные задания творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Это могут быть различные познавательные ситуации, игры, головоломки, интеллектуальные разминки. Развитие креативности (способности к творчеству) происходит на занятии и в процессе практической деятельности, которая предполагает вариативность решения
и может быть представлена различными видами деятельности. Все это позволяет повысить мотивацию обучения и в полной мере реализовывать творческие способности и интересы учащихся.
Своеобразие детского творчества заключается втом, что в результате не создается какой-либо общественно-значимый продукт, но сам процесс творчества и его результат имеют значение для личностного развития ребенка и являются фундаментом его успешной жизнедеятельности в будущем.
Логика построения данного занятия обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим.
Тема:
«Мой дом – моя крепость»
Цели урока:
обучающие:
во всех видах речевой деятельности повторить ранее изученные и освоить новые лексические единицы по теме «Мой дом –моякрепость»;
освоить в связной речи грамматические структуры thereis/areвутвердительной, вопросительной и отрицательной формах;
развивающие :
развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности;
развивать умения, составляющие лингвистическую компетенцию: прогнозирование содержания по заголовку и иллюстрациям,использование ассоциативного ряда как приема запоминания новых слов;
воспитательные:
воспитывать уважение к своему дому.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь употреблять лексические единицы по теме в заданной ситуации;
уметь выделять запрашиваемую информацию из текста
уметь строить краткие высказывания, пользуясь иллюстрацией.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Познавательные: развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией.
Личностные: осознавать культуру своего народа с помощью изучения культуры англоязычных стран.
Тип занятия : урок комплексного применения знаний.
Оборудование: ПК учителя, наглядные пособия, мультимедийная презентация.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Ход занятия:
Блок 1. Мотивация
Цель: стимулировать воспитанников на получение знаний через удивление, которое
будет способствовать любознательности, а, следовательно, развитию творческого потенциала. Это позволяет пробудить первоначальный интерес к занятию за счет определенной необычности его начала.
Good morning, boysand girls! Nice to see you!
Упражнение «Сочиняем сказки»
Но прежде, чем мы начнем занятие, давайте разбудим нашего главного помощника. Кто же это? (Mr.Tongue).
Кирилл, выходи в центр и расскажи нам, как просыпается твой язычок.
Отлично. Язычок проснулся и готов помогать нам в нашем интересном путешествии.
Look at the pictures. It is the most unusual houses in the world.Tell me, what is the goal of our lesson today?
Добрыйдень, ребята! Приятновасвидеть! Посмотрите на картинки с изображениемочень необычных домов всего мира.
Как вы думаете, какова же тема нашего занятия? Что мы сможем узнать сегодня на занятии?
Ответы детей (houses).
Great.Unusualhouses.Необычные дома. Как думаете, а чем мы будем заниматься на этом занятии? О чем будем говорить? Что будем делать?
Yes. Let`sgo!
Блок 2. Содержательная часть
Цель - развитие творческого воображения и фантазии детей, посредством актуализации лексических навыков по теме.
Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность.
Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению,
речевой, математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми. Содержательная часть включает в себя изучение определённой темы и должна обеспечить формирование системы технологических знаний.
Упражнения на усвоение понятия «система» :
Учитель показывает часть мебели (ножку стола) испрашивает, что это. Whatisthis?
It’s a table. Это стол.
A teacher : Right! And where is the table? Верно, а где может находиться стол?
Students : In the kitchen/living room/dining room. На кухне, в гостиной, в столовой.
A teacher : Right! And where is the kitchen/living room/dining room? Верно, а где находится кухня,.
Students : In the flat. В квартире.
A teacher : Right! And where is the flat?
Верно, а частью чего является квартира?
Students : Inthehouse. Дома.
A teacher : Right! And where is the house? Верно, а частью чего является дом?
Students : In the town/city. Города.
Ateacher : Right! Верно. Теперьпосмотритенаслованадоскеипостройтецепочкусловотобщегокчастному: neighborhood, table, room, country, flat, house, world, town, thelegofthetable.
(на доске картинки, один работает у доски, остальные раскладывают карточки на столах)
Great. Now let`s build a train of words. Давайте построим паровозик из слов.
The leg is a part of a … table. Ножка это часть стола.
The table is a part of a … room.
The room is a part of a flat.
A flat is a part of a neighborhood.
A neighborhood is a part of a town.
A town is a part of a country.
A country is a part of the world.
Блок 3. Психологическая разгрузка
Во время занятия необходимо уделять время психологической разгрузке, что, по мнению физиологов, психологов, будет способствовать не только снятию эмоционального, умственного,но и мускульного напряжения.
Teacher : Children, close your eyes and imagine that you are at the seaside. The sun is shining. It is warm and nice. You can feel fresh breeze and hear sounds of the waves.
Закройте глаза, представьте, что вы на берегу моря. Солнце светит. Погода отличная. Вы чувствуете лёгкий ветер и слышите шум волн.
There is a seaside bungalow in front of you. It is your own bungalow. What color is it? Is it big? What is there inside? Open your eyes, children! Answer the questions, please!
Вы видите перед собой пляжный домик. Это ваш собственный домик. Какого он цвета? Он большой? Кто или что встречает вас около него?
Блок 4. Головоломки
Решение задач-головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач детям чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что, в конечном счете, развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказываясь от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.
Teacher : Children, look at the pictures and guess the words.
Посмотрите на ребус и отгадайте слово, а теперь соотнесите его с картинками на доске.
+
Goodjob!
Блок 5. Физ. разминка.
Направлен на высвобождение скопившейся энергии и восстановление ресурсов ребенка для более продуктивного продолжения занятия.
Ребята, а мы с вами знаем песенку про дома? Давайте споём песенку HauntedHouse. Вставайте на свободные места.
Блок 6. Содержательная часть (практическая часть).
Цель: активизировать лексико-грамматические навыки, развивать умение прогнозирования содержания по заголовку и иллюстрациям.
Teacher : Children, look at the picture. What is thesong about? Think of six words you expect to find in it. О чём этапесенка? Назовите 4 слова, которые вы надеетесь встретить в диалоге.
Bedroom, bathroom, kitchen.
Teacher : Listen.
(слушаем песенку, обсуждаем)
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка.
Вы были большие молодцы, поэтому вы с лёгкостью сможете сделать следующее задание. Но мы не просто вспомним уже знакомые слова, но и встремся с новыми словами. Я вам помогу.
(работа с сайтом Умники21)
Блок 8. Резюме
Качественная и эмоциональная оценка урока, сообщение качественной оценки за работу каждого учащегося, обращение к теме и поставленным целям урока («Что
нового узнали и чему научились? Что было интересным? Что запомнилось? Что
понравилось? Где применимы полученные знания и навыки?»).
Домашнее задание:
Create or draw your dream house
Создать макет / рисунок дома воей мечты.
(предложить макеты домов для сборки дома с родителями)