Марина Якурина
Развитие творческих умений детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Особое место в развитии личности ребенка занимает изобразительная деятельность. Развитие детской изобразительной деятельности тесным образом связано с развитием мотивационной сферы личности ребенка. Важным условием развития детского изобразительного творчества является овладение ребенком навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисования, в данном случае на занятиях по декоративно-прикладному искусству. В рамках программы воспитания и обучения детей «Радуга», такому разделу в организации изобразительной деятельности детей как декоративно-прикладное искусство выделено не так много времени для развития креативных способностей детей. В ситуации выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколениям, следует предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства. Особенно, когда западные эталоны другой культуры ненавязчиво внедряются в повседневную жизнь детей через мультфильмы, игрушки, речевые обороты, и т. д. Актуальность темы стала очевидной, когда при практической работе с детьми выявился большой процент детей, не стремящихся к творческому выполнению заданий.
Публикация «Развитие творческих умений детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Включение ребенка в художественную деятельность на основе материала народного творчества будет способствовать полноценному эстетическому воспитанию ребенка, развитию чувства Родины, приобщению к культуре русского народа, и, конечно же, развитию художественно-творческих умений.
Художественно-творческие умения рассматриваются нами как основанное на интересе умение пользоваться ранее приобретенными знаниями, умениями и навыками по изобразительной деятельности для создания субъективно нового продукта.
Тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с разными сферами психического и личностного развития позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться, как становление творчества в дошкольном периоде развития.
Педагогическая ценность познания декоративно-прикладного искусства объясняется следующими важными причинами: произведения этого вида искусства позволяют воспитывать в детях старшего дошкольного возраста определенную культуру восприятия материального мира, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно- выразительные средства других видов изобразительного искусства.
Многие работы народных мастеров дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Народное искусство в своих характеристиках (простота, завершенность формы, обобщенность образа, близко детскому восприятию, понятно, и это позволяет взрослым естественным путем приобщить детей к духовной культуре своего народа, познать истоки национальной культуры и искусства. Программное содержание занятий предполагает постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности : мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идет по линии увеличения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливания образа, применении изобразительных способов его воплощения. В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает занятия репродуктивного характера, то есть начальное ознакомление детей со способами изображения; и творческие занятия, включающие в себя анализ и сравнение нескольких узоров, составление новых комбинаций из данных элементов и самостоятельная компоновка узора на силуэте и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста умений в декоративно-прикладной деятельности, особое место занимают труды Ветлугиной Н. А., Григорьевой Г. Г. Дороновой Т. Н., Казаковой Т. Г., Комаровой Т. С, Князевой О. Л., Шпикаловой 'Г. Я. и др.
В представленной работе нами сделана попытка показать педагогические возможности развития художественно-творческих умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: художественно-творческая деятельность детей в области декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих умений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Развитию художественно-творческих умений детей старшего дошкольного возраста будет способствовать аналитико-диагностическое изучение особенностей сформированности умений художественной деятельности, а также разработка содержания и организация специальных занятий ориентированных на актуализацию творческих возможностей детей.
Содержание занятий по декоративному рисованию включает два направления работы: репродуктивного (формирование знаний, умений и навыков) и творческого характера (развитие творческих умений на основе сформированных знаний, умений и навыков). Развитию художественно-творческих умений способствуют следующие педагогические условия: развитие интереса к изучению декоративно-прикладного искусства, последовательное усложнение деятельности, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед; использование на занятиях технических средств обучения; применение разнообразных материалов и техник работы с ними; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми; использование игровых моментов, художественно-дидактических игр; создание развивающей среды.
Данные констатирующего эксперимента после проведения занятий репродуктивного характера свидетельствуют, что эта серия занятий способствует в большей степени развитию знаний и умений (обработка результатов проводилась в рамках серии занятий по дымковской росписи, однако уровень развития художественно-творческих умений остается на невысоком уровне.
Сопоставив результаты констатирующего и контрольного обследований, мы пришли к выводу, что после проведения формирующего эксперимента (серии занятий творческого характера) уровень развития художественно-творческих умений у детей стал выше.
Так, высокий уровень развития художественно-творческих умений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы повысился до 80 %, в то время как на начальном этапе он составлял всего 0 % и остался прежним у детей контрольной группы - 0 %.
Средний уровень развития художественно-творческих умений у детей экспериментальной группы, при контрольном обследовании составляющий 50%. уменьшился до 20%, у контрольной группы - 60%.
Низкий уровень, что составлял на начальном этапе 50%, у экспериментальной группы снизился и составил после формирования 0%, в то время как у контрольной группы был 50%, стал - 40% (практически не изменился).
Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии художественно-творческих умений, о чем свидетельствуют полученные результаты при сопоставлении данных констатирующего и контрольного обследований.
Следовательно, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза: развитию художественно-творческих умений будет способствовать разработка и организация специальных занятий, ориентированных на актуализацию творческих возможностей детей, подтвердилась.
Данная работа будет интересна для практических работников тем, что в этом направлении огромный простор для деятельности, т. к декоративно-прикладное искусство включает в себя очень много направлений (росписи, лепка, аппликация, бисер, резьба, вышивка, тиснение на фольге и др.). Проработав одну тему, можно углубляться по многим направлениям (филимоново, дымка, городец, гжель, хохлома, и т. д., нарабатывать интересный дидактический материал, обогащать информационно-техническими наработками, подбором музыкальных и литературных произведений, вовлекать в свою работу все заинтересованное окружение (от родителей, дедушек и бабушек до учителей начальной школы, проводить интегрированные занятия с узкими специалистами, использовать нетрадиционные способы рисования и др.
Данное направление будет всегда интересно дошкольникам, т. к включает огромное количество наглядности и занятий практического характера.