Получи документы

Нарисуй мне барашка, или Внимание, родители. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Аноним
Нарисуй мне барашка, или Внимание, родители. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Новикова Елена Викторовна

Воспитатель изодеятельности

МБДОУ «Центр развития ребенка

детский сад № 28 Огонек»

г. Бердск 2019

«Нарисуй мне барашка или внимание родители

Развитие творческих способностей у детей.

«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать»

Публикация «Нарисуй мне барашка, или Внимание, родители, Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"

Как позитивную тенденцию можно отметить желание родителей приобщить своего ребёнка к изобразительному творчеству.

Работая в изостудии центра развития мне довелось, столкнуться с тем, что взрослые порой полностью доверяют художественное воспитание своих детей педагогу, так как считают, что сами не смогут его организовать.

Правда, при этом часть родителей предъявляет педагогу слишком высокие требования и ждёт быстрых и нереально высоких результатов. При этом бросается в глаза, что родители не умеют оценивать детские рисунки.

Так, «добрые» родители поощряют своего ребёнка, хвалят его, но нередко «про себя» отмечают, что у другого ребёнка рисунок выглядит поаккуратнее и попонятнее. Не желая огорчать своего малыша, не говорят ему об этом, предпочитая обсудить неудачный, по их мнению, результат с педагогом. Другими словами, внешне ведут себя прилично, но в глубине души не очень довольны. «Строгие» родители, в свою очередь, считают, что необходимо сразу приучать ребёнка к реалистическим изображениям и беспощадно борются с синими зайцами, шестилапыми кошками и другими нарушителями «правды жизни».

Желая улучшить положение дел, они критикуют рисунки ребёнка, а дома активно вмешиваются в процесс рисования, исправляя неудачное, на их взгляд, изображение. Несмотря на внешне различные реакции взрослых, следует отметить, что в их основе лежит одна причина: они считают, что рисовать как взрослый – это хорошо.

Педагогу необходимо заручиться поддержкой родителей, стать с ними союзниками в деле художественного развития детей.

Поэтому одной из задач педагога должна стать задача просвещения родителей по данному вопросу.

Причем, одними объяснениями вряд ли можно внушить маме или папе, что ребёнок видит и отображает действительность лучше и правильнее, чем это кажется взрослому. Например, девочка четырех лет нарисовала несколько ярких цветных пятен – сразу не всё поймёшь. Но если спросить, она охотно объясняет, что синее пятно – это мама, розовое – это она сама, а вот здесь мяч, и они с мамой играют. Всё празднично и очень красиво, хотя ещё нет формы, нет рисунка, но настроение от данного события передано удивительно верно. Просто взрослые при рассматривании детских рисунков часто не замечают этого, всё своё внимание направляя на несовершенство технического исполнения.

Важно рассказать родителям об особенностях детского мировосприятия и показать, как оно отражается в детских рисунках. Например, родителям интересно будет узнать, что дошкольники часто используют цвет для характеристики образа, а не только для раскрашивания. Или то, что «искажения» в рисунке, которые взрослые порой воспринимают как несерьёзное отношение, баловство или отсутствие необходимых навыков, на самом деле всегда оправданы. Например, рисуя на тему «Моя любимая профессия», многие дети рисуют руки и ноги у людей длиннее обычного. В целом объяснение было такое: «Руки и ноги у людей – самое главное. Без рук они не смогли бы работать, а без ног – ходить».

Обсуждения, практические занятия с родителями способствуют освобождению их от стереотипов и шаблонов собственного видения, раскрывают перед ними некоторые «тайны» и «секреты» как изобретательны их дети в передаче своего понимания образа, как нестандартно выбирают они средства выразительности.

Родители начинают вспоминать о том, как в детстве тоже были непоняты взрослыми и как их это обижало.

После одного из занятий родителям было предложено рассмотреть несколько работ разных детей на одну тему и вместе с ними поговорили об индивидуальных особенностях авторов этих рисунков.

Дети рисовали снеговиков. Для облегчения задачи силуэты снеговиков были нарисованы, предложив аккуратно раскрасить их внутри контура.

И если сначала родители назвали удачными работами несколько безликих, но старательно закрашенных силуэтов (кстати, их авторами были самые младшие по возрасту и самые тихие и послушные дети, то впоследствии они изменили своё мнение. Ведь другие дети нарисовали снеговиков не таким ровными и аккуратными, зато чувствовалась их массивность и шероховатость. А рядом со снеговиком изобразили кто – сугробы, кто – следы от ног или санок, кто – осеннюю траву, которая кое-где видна из-под неглубокого снега. Родители как будто впервые увидели, насколько эти, казалось бы, не очень правильные рисунки интереснее, как, оказывается, много запомнил их ребенок и как трогательно попытался об этом рассказать. После этого предложение познакомиться с работами собственных детей и обсудить их с педагогом, если возникнут вопросы, вызвало у родителей неподдельный интерес. Родители принимая участие в обсуждении работ пришли к верному выводу о том, что при оценке детских работ не должно быть безапелляционного, категорического тона, навязывания своего видения, беспощадной критики, пренебрежительного отношения к детскому творчеству.

Родители часто задают вопрос о том, как правильно организовать изодеятельность в домашних условиях.

В некоторых книгах о воспитании можно встретить рекомендации для родителей но, к сожалению, они часто сводятся к описанию материалов и инструментов, необходимых ребёнку и к созданию других материальных условий для изобразительной деятельности. Широко распространены книги из рубрики «Учись рисовать», хотя они вызывают большие сомнения. На страницах этих книг даны упрощённые способы изображения различных предметов, представлена последовательность их выполнения. Таким образом, детям предлагаются упрощённые образцы для срисовывания.

«Ребёнку предлагается, по существу, выучить эти рисунки-схемы наизусть, и он действительно способен их выучить.

Но такие рисунки превращаются в шаблоны даже не изобретённые ребёнком, а навязанные ему взрослым».

Таким образом, специфическое детское видение подменяется видением взрослого. Шаблоны, предложенные взрослыми, в дальнейшем трудно разрушить, изменить, так как они выучены наизусть, нередко без осмысления и понимания, почему надо рисовать так, а не иначе. Такая доверчивость родителей к подобным книгам произрастает из их собственного опыта: многие помнят, что в детском саду и школе их учили рисованию именно так. И хотя ещё в шестидесятых годах прошлого века обучение по образцам было признано неэффективным, не способствующим развитию детского творчества и самостоятельности, на практике некоторые педагоги не могут отказаться от него до сих пор. С одной стороны причина этого понятна: результат получается быстрый и довольно хорошего качества, почти все дети усваивают способ изображения. Но это только в том случае, когда под результатом подразумевается только аккуратный и правильный, практически одинаковый у всех детей рисунок. Если же мы хотим в качестве результата получить личностный рост ребёнка, то с этим дела обстоят совсем плохо. Поэтому если родители хотят, чтобы их ребёнок развивался, то следует использовать другие приёмы обучения.

Можно последовать советам других педагогов, которые призывают взрослых не спешить с показом способа изображения предмета, а привлечь внимание ребёнка к наблюдению, к рассматриванию предметов и явлений окружающего мира.

Любой взрослый человек, даже если он далёк от искусства и рисовать не очень умеет, может помочь ребёнку рассмотреть предмет, назвать его части, определить их форму, величину относительно друг друга, их взаиморасположение. Ведь на самом деле ребёнок допускает ошибки потому, что плохо представляет себе особенности того предмета, который собрался изображать.

Для развития представлений ребёнка не требуется каких-то дополнительных затрат. Обычная прогулка, игра, любое событие в жизни ребёнка могут стать прекрасным поводом, чтобы обратить внимание ребёнка на неповторимые особенности, красоту и выразительность предметов и явлений окружающей жизни. Как солнечные лучи просачиваются сквозь густые кроны деревьев, какие тёмно-синие тени затаились с одной стороны сугроба и как отливает нежной желтизной, казалось бы, белый снег с другой, освещённой его стороны.

Как красив ковёр опавшей, ещё не успевшей увянуть листвы. Как легки (или, наоборот, тяжелы и полны воды) бегущие по небу облака.

Кроме этого, взрослым необходимо помнить, что образ, созданный ребёнком, следует воспринимать с учётом именно детской логики. Ведь каждый ребёнок отбирает для изображения самое, как ему кажется главное по содержанию. Отбирает, как правило, несознательно, а подчиняясь внутреннему импульсу. Взрослому, который не понимает и не чувствует детского взгляда на окружающее, не представляет себе хода мыслей ребёнка, детский рисунок будет казаться примитивным и беспомощным.

Неуважение, проявляемое взрослыми, к детским "каракулям" (истоки графики, цветовым "пятнам" и "розовым слонам" (истоки живописи, "бессмысленному" подпрыгиванию (развитие психомоторики,

словотворчеству (истоки литературного творчества, наконец, игре ради игры (истоки актерского мастерства) создает для юного художника массу барьеров на пути к самореализации, и очень немногие дети способны самостоятельно их преодолеть.

Педагог школы «Путь зерна» (г. Москва) А. М. Лельчук, делясь своим многолетним опытом работы с дошкольниками, отмечает, что не следует направлять всё внимание на то, чтобы обучить ребёнка необходимым техническим навыкам. Главная задача педагогов и родителей в другом.

«Художественное творчество ребёнка до восьми лет не имеет ничего общего с идеей создания «художественного произведения» или воспроизведения реальности. Дети до восьми лет в своих работах выражают образы своего внутреннего мира. Воспроизвести окружающие вещи или события маленький ребёнок может только так, как он его понял или почувствовал. Рисунки и другие художественные работы маленьких детей – это своего рода телеграф, по которому они транслируют во внешний мир своё внутреннее состояние…

Для того, чтобы ребёнок имел возможность творить, прежде всего, как верно подметил Е. И. Игнатьев, «необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованы, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком». Кроме этого он призывает «не ругаться… по пустякам (испачкался, просыпал что-то, навёл жуткий бардак, не ругаться, если он что-то не понимает (иначе он просто не попытается что-то понять… Если ребёнка ругают, он начинает бояться, а страх – это главный враг творчества».

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребенком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъем, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка.

Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития.

В. А. Сухомлинский писал, «что ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.

Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». (Сухомлинский В. А. Избр. Пед. Соч. : В 3 т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 48). Важно развить интерес, желание у ребёнка творить красоту, открывать для себя окружающий мир через художественную деятельность, сформировать положительную мотивацию к творчеству, пробудить радость общения с искусством, жажду к изобразительной и декоративной деятельности.

Такой подход позволит ребёнку другими глазами взглянуть на окружающий мир, раскрыть себя, обогатить свой внутренний мир, раскрыв индивидуальные способности.

Я не отношусь к детскому творчеству как к искусству. Не ставлю перед собой цели обучить детей различным художествен­ным приемам. Заинтересуется ребенок самим предметом (в данном случае — лепкой, почувствует тягу к материалу — и технические навыки обогатятся сами собой.

Ребенок расписывает слепленную им из глины вазу. Водит старательно кисточкой и вдруг как бы нечаянно смазывает ребром ладони аккуратно наставленные разноцветные точки — и ваза оживает. Скучные точки слились в живописную полосу, нарушилась вялая симметрия, словно ребенок сознательно нашел единственно верный подход, чтобы вернуть вазе красоту.

Полу­чившаяся вдруг полоса сделала отчетливой затерянную в много­численных точках форму, наиболее значимый в данном случае элемент.

Это сработала интуиция — одно из главных качеств творческой личности. Основа интуиции — свобода.

Таков ребенок, развивающийся «по природе», то есть в согласии со своей природно доброй и свободной сущностью. Его критерий в творчестве — красиво или некрасиво. Красиво не в том смысле, что зализано, приглажено и выражает положительные эмоции. Красота — это полнота самовыражения, и в то же время чувство меры, соразмерности.

Наша задача, задача взрослых — научиться понимать язык ребенка или даже говорить на нем. Конечно, как и при освоении любого языка, здесь нужны терпение и усердие, но этого мало. Уж больно деликатен, тонок и неуловим этот язык — язык мыслящих и чувствующих существ. Детский язык — не иностранный, мы владели им прежде, и наша задача восстановить его в памяти.

Детское мышление имеет свои законы. Мысль ребенка причудлива и легка. Он свободно сочетает далекие по смыслу предметы и идеи, с удовольствием перепутывает привычные функции и определения вещей, любит неожиданные перескоки с предмета на предмет, а то и просто ничем не мотивированные превращения одних предметов в другие.

Вы, как родители, должны в полной мере осознавать, что детское творчество необходимо развивать, для Вашего ребёнка в свободе творческого выбора.

Только Вы сможете подарить сказку своему ребенку!

Давайте же признаем крошечные шедевры наших детей уже сегодня!

Новикова Елена Викторовна педагог дополнительного образования.

Список используемой литературы:

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. С. -П. : Союз, 1997.

Елена Макарова Освободите слона// Издательство: Издательский дом

«Самокат» Москва 2014

Игнатьев Е. И. Развитие у детей способностей к рисованию // Как развивать

и воспитывать способности у детей. - М. : Доклады АПН РСФСР, 1962. –

С. 102-119.

Одаренные дети. / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М. : Прогресс, 1991. 376 с.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей через нестандартные способы рисования в раннем возрастеРазвитие творческих способностей детей через нестандартные способы рисования в раннем возрасте Изучив работы различных авторов, таких как Г. Б. Кибишевой программу «Вдохновение»; пособия А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования.

Игры на развитие внимания в дошкольном возрасте Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким.

Консультация «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте» Консультация «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте». Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления.

Развитие логического мышления в дошкольном возрасте Большинство людей хотят добиться в своей жизни определенных успехов и высот, а также, чтобы и их дети были успешны. Важно понимать, что.

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте Развитие математических представлений в дошкольном возрасте. Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников;.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется.

Рекомендации родителям по развитию познавательных способностей детей в старшем дошкольном возрасте Старший дошкольник-это пытливый исследователь, он задает много вопросов, его интересует весь окружающий мир. Поэтому он пытается узнать.

Самообразование «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» План самообразования воспитателя МБДОУ «Детский сад №5»Ручеек» "Развитие математических представлений в дошкольном возрасте". Журавлева.

Консультация «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» Актуальность темы: Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается.

Закономерности и особенности творческих способностей в дошкольном возрасте Закономерности и особенности творческих способностей в дошкольном возрасте Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарисуй мне барашка, или Внимание, родители. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Опубликовано: 12 апреля 2019 в 20:58
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нарисуй мне барашка, или Внимание, родители. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Аноним (УИ 1909154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД