Екатерина Фролова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Обращение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Обоснование использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное - вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, - мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности.
В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).
Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держание карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т. п.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
наблюдения с детьми;
обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
показ способов действия;
игровые приемы;
совместный анализ выполненной работы.
Предполагаемый результат:
1. У детей повысится уровень художественных способностей;
2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов,освоят правила безопасности во время работы;
3. Освоят технику нетрадиционного рисования.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2018 – 2019 уч. год.
Средняя группа.
Сентябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Компот из ягод» Рисование пальцами Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.
Развивать мелкую моторику рук. Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки. иллюстрации.
2. «Огуречик, огуречик»
Рисование руками Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони.
Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации.
Работа с родителями Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Октябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1 «Крошки-осьминожки» Рисование ладошками Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки.
2. «Петушок»
Рисование ладошками Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка.
Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.
Развивать творческое воображение.
выразительности. Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Ноябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Волшебный лес» Печать листьями Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации.
2. «Деревья с разноцветными листьями» Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Декабрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Чудо- узор» Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Лист бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь.
2. «Укрась рукавицу» по замыслу Различные Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Январь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Моя любимая игрушка» Рисование мыльной пеной. Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
2. «Зимний лес» Монотипия Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. Краски, кисточка, бумага.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Февраль
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. Подарок для папы» Печать по трафарету, рисование пальчиком Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. Открытка, гуашь разного цвета.
2. «Салют» Набрызг Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой. Старые зубные щетки, гуашь, бумага.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Март
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Открытка для мамы»
Печать по трафарету Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».
Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер.
Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный.
2. «Весенние цветы»
Разные Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.
Развивать творческое мышление и воображение. Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Апрель
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Ежики на опушке» Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи.
2. «Кошечка» Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей. Создание фото альбома.
Работа с педагогами Подготовка к презентации: «Отчёт годовых задач о проделанной работе по нетрадиционной технике рисования»
Работа с социумом
Май
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Одуванчики» Рисование ватными палочками Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки.
1. «Веточка сирени» Рисование ватными палочками Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей. Создание
Работа с педагогами Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом»
Работа с социумом
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2019 – 2020 уч. год.
Старшая группа.
Сентябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Осенний ковер» Печать листьями Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации.
2. «Веточка рябины» Рисование пальчиками, печать листьями. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Октябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
2 «Грибы на опушке Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами. Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции.
Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов.
2. «Что созрело в огороде» Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Ноябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Дымковская игрушка» Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками. Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции. Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации.
2. «Мое любимое дерево в разное время года» Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Декабрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Домашнее животное – собака» Различные Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.
2. «Сказочный лес» Рисование солью. Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. Альбомная бумага, клей ПВА, соль.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Январь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Зимний лес» Рисование восковыми мелками, свечой. Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла. Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски.
2. «Волшебный аквариум»» Печать по трафарету, пальцами, листьями. Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции. Краски, листья, трафареты, бумага.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Февраль
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Сюрприз для папы» Печать по трафарету, рисование пальчиком Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. Открытка, гуашь разного цвета, трафареты.
2. «Разноцветные шары» Рисование мыльной пеной Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой. Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Пластилиновая живопись»
Работа с педагогами Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Работа с социумом
Март
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Букет незабудок для мамы» Рисование ватными палочками Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции. Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки.
2. «Какого цвета весна» Кляксография Учить создавать образ используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Апрель
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Веселые матрешки»
Граттаж. Познакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки.
2. «Море» Граттаж. Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка.
Развивать чувство ритма. Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Май
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Цветочная поляна» Печатки из пластилина Познакомить с техникой печать пластилином. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин.
2. «Нарисуй, что хочешь» Рисование ватными палочками Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественноевосприятие. Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом