лина лебедева
Развитие творческих способностей старших дошкольников нетрадиционным рисованием с использованием кинезиологических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях нетрадиционными техниками рисования, с использованием кинезиологических игр и упражнений.
Трубаева Г. В. «Разноцветные пальчики» кружок по дополнительному образованию.
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников нетрадиционным рисованием с использованием кинезиологических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, мною была разработана и апробирована программа дополнительного образования по рисованию «Разноцветные пальчики» с использованием нетрадиционных техник рисования, с применением кинезиологических приемов и методик. Программа разработала с упором на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей, а также на развитие творческих, коммуникативных способностей дошкольников, на основе их собственной творческой деятельности. Программа не только позволяет расширять представление детей о потенциале нетрадиционных способов рисования, знакомит с особенностями, многообразием материалов и техник, но так же способствует творческому развитию дошкольника через комплексный подход. В системе моей работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества с применением кинезиологии. А именно включение в структуру непосредственно организованной деятельности кинезиологических игр и упражнений, направленных на активацию отделов головного мозга, тем самым активизирует мыслительные процессы у дошкольников.
Программа разрабатывалась мною в соответствии с ФГОС и является инновационным образовательным программным документом. Целью программы является : Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через использование нетрадиционных техник и приемов средствами рисования.
Опыт моей работы с дошкольниками по развитию творческих способностей показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, дисциплинируют себя, планируют свою работу, а так же не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В каждом разработанном мною конспекте образовательной деятельности, включены кинезиологические игры, упражнения, а так же приемы изображения методом амбидекстрии, или применение в изображении не ведущей руки ребенка, при этом учитывается индивидуальные возможности и способности ребенка : темп, задание, ручная умелость, скорость восприятия и т. п. В процессе рисования таким образом координируется конкретно – образное мышление дошкольников, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а так же абстрактно – логическое, за которое ответственно левое полушарие. Мною разработаны игры на развитие амбидекстрии, тем самым помогая в процессе образовательной деятельности развивать у детей межполушарное взаимодействие, развивая умение мыслить нестандартно, оперативно, формируя способность применять свои знания и умения в различных ситуациях, а так же созданы картотеки кинезиологических игр и упражнений, которые используются в процессе непосредственно образовательной деятельности. Разработанные мною конспекты образовательной деятельности имеют структуру, включающая в себя:
вводную часть
в ней дети настраиваются на позитивность и продуктивность работы
мотивационная часть
дети настраиваются на определенный лад работы, мотивируются к действиям с нетрадиционными материалами и способами изображения,
погружение в тематику НОД
дошкольники самостоятельно выбирают способы и материалы для изображения, планируют свою работу по созданию продукта, происходит замысливание композиции или создание наиболее выразительного образа при комбинировании ранее известных способов деятельности с новыми
самостоятельная работа детей
осуществляется индивидуальная помощь, корректировка
анализ выполненных работ
дети анализируют способы изображения своей работы и работы товарища, высказывают свои суждения
рефлексия
Непосредственно организованная деятельность построена по темам, учитывая сезонность, интересы детей (опрос, индивидуальные особенности ребенка, возраст. Для полноценного формирования художественно – творческих способностей детей, учитываю определенные условия: приоритетное внимание – игре, наблюдению с детьми, использую разнообразные методы и приемы в работе, вариативность форм, средств, рисованию необычным способом, с применением амбидекстрии, элементам аппликации, использую в педагогическом процессе разнообразные кинезиологические игры, игровые приемы и ситуации, способствующие всестороннему развитию личности ребенка, позволяющие создать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнением жизнь детей интересным содержанием. Дети, посещающие кружок, участвуют в выставках разного уровня, в том числе краевого и всероссийского, занимают места.
Все это в комплексе максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладению деятельности и развитию творческих способностей старших дошкольников. В процессе создания изображения нетрадиционным способом ребенок погружен в эту деятельность. Он поглощен творческим процессом, испытывает положительные эмоции, что оказывает благоприятное воздействие на его нервную систему, а применение обеих рук одновременно вызывает радость от игры и полученного удовлетворения от скорейшего результата над изображением.
Нетрадиционные техники рисования с применением кинезиологических игр, упражнений и приемов – это толчок к развитию у ребенка – дошкольника воображения, проявлению самостоятельности, способности к альтернативному решению поставленной задачи, инициативы, креативности, личностного роста самого ребенка, тем самым выполняя задачи ФГОС по развитию всесторонне развитой и творческой личности. Углубленная работа в данном направлении позволяет сделать вывод об эффективности апробации разработанной мною программы.
Аристотель: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка». Пабло Пикассо: «В восемь лет я был Рафаэлем. Мне понадобилась целая жизнь, чтобы научиться рисовать, как рисуют дети».