Марина Королёва
Проект «Прочитать о войне, чтобы помнить…» для детей 5–7 лет
Паспорт проекта
Тема проекта «Прочитать о войне, чтобы помнить…»
Вид проекта Познавательно-речевой, нравственно – патриотический.
Тип проекта долгосрочный
Разработчик проекта Королёва Марина Владимировна
Участники проекта Дети 5-7 лет, родители, педагоги
Место реализации МБДОУ «Детский сад №94» г. Муром
Срок проекта 3 месяца (3.02.2025-20.04.2025)
Актуальность
Считаю актуальной данную тему, потому у современных детей представления о войне, к сожалению, складываются не совсем верно. Ведь чаще всего они просматривают мультфильмы о супергероях, боевики, интересуются компьютерными играми. Война для них забавное шоу, приключение, игра. А это совсем не то, что есть в действительности. Тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что подразумевает достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла, финальной победы добра.
Но, прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы :
-дать небольшие сведения из истории;
-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали Родину солдаты, о подвиге всего народа в целом;
И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Книги о войне помогают ребенку увидеть героизм и трагедию, воодушевление и горе. Они заставляют задуматься о неизбежности войн — и об их катастрофичности. У сегодняшних детей выбор книг о войне огромен.
Цель: воспитать нравственно-патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста, гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Воспитывать у детей гордость и уважение,любовь, благодарность к людям, защищавшим свою страну от врагов,ветеранам войны, заботу о них, чувство гордости за Родину.
-Расширить знания детей о подвиге своего народа в ВОВ
- Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания.
- Расширять и углублять представления о военных профессиях, Российской армии, военной технике и оружии, используемых во время ВОВ.
- Познакомить с художественными произведениями о героях Великой отечественной войны;
-Обогатить словарный запас детей через чтение художественной литературы
Формы реализации проекта:
- чтение, заучивание и инсценировка художественных произведений о Великой Отечественной войне;
- беседы о ВОВ
- речевое творчество;
-художественно творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация
-рассматривание картин, фотографий и обсуждение по теме;
-игровые и проблемные ситуации;
-игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, спортивные и подвижные, строительные игры;
-прослушивание музыкальных произведений военных лет;
- посещение библиотеки;
-экскурсии к памятникам героев ВОВ
-консультации для родителей
Ресурсное обеспечение проекта:
-Иллюстрации о Великой Отечественной войне
-предметно-пространственная развивающая среда;
-художественная литература;
-средства ИКТ
Реализации проекта:
1-й подготовительный этап
(3.02.2025-17.02.2025)
1. Изучение литературы по теме проекта;
2. Уточнение формулировок: цели и задачи 3. Подбор наглядно-дидактических пособий
4. Разработка и создание картотек по теме
5. Информация для родителей через папки-передвижки.
6. Оформление предметно-пространственной развивающей среды в группе
7. Подбор иллюстраций, картин, фотографий по теме
8. Подбор видеороликов, презентаций по теме
9. Подборка художественных произведений
10. Разработка конспектов занятий, бесед по теме
10. Поиск совместно с родителями фотографий и биографии из семейных архивов об участников ВОВ для книги памяти.
11. Поиск информации в интернете о детях героях ВОВ для книги памяти.
2-й этап основной практический
(17.02.2025-21.04.2025)
Совместная деятельность воспитателей и детей:
1. Познавательные беседы:
«Как начиналась война?», «Почему война называется великой отечественной?» «Великие сражения войны», «Что такое героизм?», «Дети-герои ВОВ», «Города герои», «День победы», «Парад победы», «Памятники героям войны в нашем городе».
2. Чтение и пересказ литературных произведений:
Л. Кассиль «Главное войско», «Улица младшего сына»; Е. Верейская — «Три девочки»; Васильев Б. Л. «Завтра была война»; В. Драгунский «Арбузный переулок»; А. Митяев «Гвардии медвежонок», «Землянка»; К. Г. Паустовский «Стальное колечко»; С. П. Алексеев «Мишка», «Шуба», «Таня Савичева», «Первая колонна», «Брестская крепость»; Я. Тайц «Цикл рассказов о войне»; С. А. Баруздин «Рассказы о войне»; Сухачев М. П. «Дети блокады»;
А. П. Гайдар «Поход»; Железников В. К. «Девушка в военном», В старом танке: рассказы; Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»;
С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
3. Рассматривание фотографий ветеранов, юных героев войны, беседа по ним.
4. Заучивание стихотворений:
Белозеров Т. «День Победы», Высотская О. «Салют», А. Усачев «День Победы», Н. Найденова «Пусть небо будет голубым», Н. Томилина «Нам нужен мир», Маршак С. Я. «Мальчик из села Поповки», Сурков А. «Красоту, что дарит нам природа», Терновский «Обелиски», Пивоваров С. «Старый снимок.
5. Инсценировка художественных произведений о Великой Отечественной войне: «Фронтовик», А. Твардовский «Василий Теркин» на привале.
6. Дидактические игры:
«Вещи войны», «Военные профессии», «Разведчики» ,«Калейдоскопы Победы», «Защитники Отечества», «Открытка для ветерана, «Раньше и теперь», «Кто служит в Армии», «Назови военную технику»
7. Сюжетно – ролевые игры:
«Защитник Родины», «Пограничники», «Моряки», «Российская армия», «Госпиталь», «Летчики», «Военное задание», «Танкисты».
8. Подвижные игры «Летчики», «Он-герой», «Кто быстрее?», «Попади в цель», «Верный друг», «Саперы», «Сигнальные флажки»
10. Продуктивная деятельность:
Рисование: «Салют победы», «Вечный огонь», «Мой герой», «День победы», «Животные ВОВ», «Наша Армия», «Голубь мира», «Военная техника», «Пусть всегда будет мир», «Слава тебе, солдат», «Георгиевская лента», «Цветы победы».
Лепка: «Венок славы», «Звезда героя», «Наши солдаты», «Танк», «Военный самолет», «Вечный огонь», «Пушка Катюша», «Обелиск», «Майская веточка».
Аппликация: «Цветы нашим героям», «Факел памяти», «Салют в честь дня победы», «Танк», «Парад военной техники», «Голуби победы», «Истребитель», «Солдатская печка Буржуйка», «Письмо солдату», «Фронтовая кружка», «Поздравительные открытки ветеранам».
11. Культурно - досуговые мероприятия:
1. Экскурсия к памятникам «Бронепоезду», «Гастелло»
2. Посещение библиотеки, выставка книг о войне
3. Посещение музыкальной школы, слушанье и разучивание песен о войне
3. Литературный вечер: «Мы помним…»
4. Спортивный досуг: «Защитник отечества», «Полоса препятствий»
5.«Вечер творческих рассказов о ветеранах»
12. Взаимодействие с родителями:
1. Консультации для родителей: «Как рассказать нашим детям о Великой Войне?», «Этот День Победы» «Читаем детям о Великой Отечественной войне», «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
2. Памятка: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
3. Задания для родителей:
-Чтение и заучивание с детьми стихотворений о Великой Отечественной войне
-Подбор картинок и раскрасок о Войне, военной технике
4. Совместная творческая деятельность:
1. Изготовление папок передвижек о ВОВ.
2. Стена памяти, город герой «Волгоград»
3. Буклеты к празднованию Дня Победы: «Хроники войны»
4. Участие в акции «Окна Победы»
5. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
6. Изготовление книги памяти «Ветераны ВОВ»
7. Изготовление книги памяти «Дети-герои ВОВ»
5. Выставка детско-родительского творчества:
1.«Наша Армия сильна!»
2.«Парад Победы!»
3.«Военная техника»
3.«Книги о Великой Отечественной Войне»
4.«Открытки и письма Победы»;
3-й этап Заключительный
(21.04.2025-27.04.2025)
1. Организация в группе стены памяти город горой Волгоград
2. Участие детей в конкурсе чтецов среди воспитанников, посвященный 80 годовщине со дня Победы в ВОВ.
3. Выпуск книг «Ветераны ВОВ», «Дети герои ВОВ»
4. Анализ результатов проекта
Ожидаемые результаты:
Дети:
-Воспитание чувства уважения и гордости к защитникам Родины, на основе ярких впечатлений, полученных из художественных произведений о войне. Развитие уважения к истории нашего народа, ощущение чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, к детям-героям войны. Формирование у детей патриотических качеств и чувств, расширение и обобщение, полученных знаний о ВОВ;
Родители:
- Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников, через чтение художественных произведений о Великой Отечественной Войне;
Продукты проекта:
1. Тематические альбомы: «Награды Победы», «Города герои»
2. Папка-передвижка: «Великая Победа»
3. Творческие работы на тему: «День Победы»
4. Постер плакат «Город герой Волгоград»
5. Книга памяти «Ветераны ВОВ», «Дети герои ВОВ»
Список литературы и интернет – ресурсов
1)Ветохина, А. Я., Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.
Методическое пособие для педагогов / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. –СПб. :ООО Изд. Детство-пресс, 2010.
2)Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
3)Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
4)Зеленова, Н. Г., Мы живем в России. Гражданско - патриотическое
воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для
воспитателе ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство
Скрипторий 2003, 2008.
5)Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
6)Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. - Издательство МОЗАИКА -
СИНТЕЗ Москва, 2010.
7)Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ : патриотическое воспитание»
8)Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
9)Великой Победе посвящается. Праздники в детском саду. – М. :
Творческий центр, 2011.
10)Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
11)Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание» Айрис Пресс. М. 2007г.
12)Кондрыкинская, Л. А., Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду/ Л. А. Кондрыкинская. – М. : Творческий центр, 2011.
13)Шорыгина, Т. А., Беседы о детях-героях Великой Отечественной
войны. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
14) Шпигунова, Л. И., Детям о Новокузнецке / Л. И. Шпигунова, С. Е. Хрущева и др. – Новокузнецк: издательская фирма «СпортДизайн», 2006.
15)Дидактическая игра http://steshka.ru/kartinki-i-kartochki-voennoj-tehniki-rossii-dlya-detey
16)Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. -М. ,2011.
17) Гербова, Н. П., Книга для чтения в детском саду и дома.
Хрестоматия: 5-7 лет / В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М. : Оникс-XXI
век, 2005.
18) Стихи о войне для детей https://www.ndbmarshak.ru/page/pravoe_menju.pamyati_velikoy_pobedy.stihi_o_voyne/