Марина Горкавенко
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач воспитателя – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, общением.
Именно театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Посредством театрализованной деятельности у детей проявляются и развиваются творческие способности, фантазия, творческое воображение. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке.
Известно, что эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию зажатости, тренировке чувствованию и художественному воображению способствуют игра, фантазирование, сочинительство.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театрализованная деятельность обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, развивают способность поставить себя на место другого.
Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения современного поколения детей. Поэтому, развитие творческого воображения у детей – одна из актуальных проблем воспитания.
Решение этой проблемы побудило меня изучить и проанализировать особенности развития воображения и творчества детей посредством театрализованной деятельности.
Для возникновения и развития театрализованной деятельности в условиях детского сада с детьми проводились беседы на темы: «Что такое театр», «Волшебники театра». В ходе этих бесед происходило знакомство детей с волшебным миром театра, с современными зданиями театров и какими они были в прошлом, с устройством театра (сцена, занавес, зрительный зал). Дети узнали многие театральные профессии : актер, режиссер, гример, художник, портной и др.
В группе идет работа над развитием понимания детьми художественных произведений, народного фольклора, русских народных сказок, произведений русских и зарубежных писателей. Для самостоятельного знакомства с книгой в группе имеется «Библиотека».
Благоприятная, доброжелательная атмосфера, которая располагает к раскрытию творческого потенциала детей, реализации их способностей и интересов. В основу положена личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми: общение с ними на равных; совместная деятельность воспитателя и детей в различных играх; учет индивидуальных особенностей личности (поощрение зажатых и скованных детей).
Организация предметно-развивающей среды, которая обеспечивает право и свободу выбора, позволяет реализовать индивидуальность ребенка, его потребностей.
В группе была оборудована театральная зона «В гостях у сказки», которая включает сцену с занавесом, «Музей театра и игрушки», эмоциональный уголок, музыкальный уголок, гримерную, костюмерную. Кроме того, представлены разнообразные виды театров : пальчиковый, бибабо, куклы с живой рукой, вязаный театр; материалы для изготовления атрибутов. Здесь проводятся специальные занятия по театрализованной деятельности, разнообразные праздники и развлечения, организуется разнообразная совместная деятельность с детьми, организуется самостоятельная деятельность, развивающая фантазию, воображение, творческие способности.
В группе имеется «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «корректировать» какую-либо роль перед зеркалом, продумать свою мимику и действия.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап работы – средняя группа.
Задачи: развитие эмоциональной сферы, коррекция закомплексованности и страхов. Знакомство с видами театра, основами актерского мастерства.
Организуются этюдные тренинги, которые помогают развивать внимание и восприятие, прививают навыки отражения различных эмоций, настроений. Замечена закономерность: неуверенные в себе дети, чаще всего предпочитают кукольный театр петрушки, так как его необходимый атрибут ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Театрализованная игра помогает преодолеть робость, зажатость, и они уже участвуют в инсценировке как актеры драматического театра.
2. Этап направлен на развитие творческого воображения, произвольного внимания, памяти, мышления - старшая группа.
Направления:
1. «Театральная игра». С целью развития игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
2. «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Решает задачи:
1) развитие двигательных способностей детей (ловкости, гибкости, выносливости, подвижности);
2) развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
3) развитие воображения.
3. «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Упражнения делятся на:
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Дикционные и интонационные упражнения.
Творческие игры со словом.
4. «Основы театральной культуры» для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
Темы:
1) Особенности театрального искусства.
2) Виды театрального искусства.
3) Рождение спектакля.
4) Театр снаружи и изнутри.
5) Культура зрителя.
Усвоение материала каждым ребенком не является важной задачей. Знакомство с этим материалом носит практический характер, т. е происходит во время работы над пьесой, театрализацией какой-либо сказки.
5. «Работа над спектаклем» (рассчитана на подготовительную к школе группу) включает знакомство с пьесой, от этюдов к спектаклю. Здесь можно выделить десять основных этапов работы:
1) Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2) Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3) Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4) Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание вместе с детьми эскизов декорации и костюмов.
5) Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предполагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6) Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7) Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
8) Репетиции всей пьесы целиком с элементами костюмов, декораций и реквизита. Уточнение темпо-ритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9) Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10) Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
Формы работы:
1. Образовательная деятельность в театральной студии «В гостях у сказки».
Занятия в театральной студии проводятся 1 раз в неделю (в утреннее или вечернее время). Занятия проходят в занимательной форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. Они направлены на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Эти занятия могут быть построены по разным сценариям.
На первых занятиях знакомила детей с театром, с историей его возникновения, устройством театра и театральными профессиями. Провела беседы «Что такое театр», «Волшебники театра»; рассматривали с детьми иллюстрации различных зданий театров. Оформили фотовыставку «Волшебный мир театра», гримерную и костюмерную.
Большое внимание уделяла культуре и технике речи, используя артикуляционную гимнастику «Шинкуем капусту», «Здравствуйте, котята» и др. Разучивали потешки, чистоговорки, скороговорки: «Вез корабль карамель», «Маша шла, шла». Проводила упражнения на развитие интонационной выразительности речи: дети произносили стихи с разной интонацией (удивленно, насмешливо, недоумевая, с разным настроением). Здесь же использовала игры со словом «Подскажи словечко», в которых дети учились подбирать простейшие рифмы, сочинять небольшие истории, проявляли творчество, фантазировали.
На театральных занятиях знакомила детей с различными видами театров : пальчиковый, театр из варежек, конусов, с куклами с живой рукой. Чтобы в дальнейшем дети свободно могли свободно владеть кукловождением, использовала пальчиковую гимнастику, игровые упражнения на развитие моторики рук : «Флажок», «Ловкие пальцы», «Пять маленьких мышат» и др., упражнения на снятие мышечного напряжения.
Особую роль уделяла играми и упражнениями на развитие воображения, дети учились действовать в предполагаемых обстоятельствах, обыгрывали предложенную им ситуацию: «Мы – художники», «Идем во фруктовый сад», «Воздушный шарик».
Выразительными приемами создания игрового образа являются мимика и жесты. С помощью таких этюдов как «Сердитый дедушка», «Испугались забияку», «Как кошка выпрашивает колбаску», «Получить подарок», знакомила детей с основными эмоциями, обучала «языку эмоций», учила чувствовать настроение, сопереживать персонажам. Выразительность жестов, пластика для воплощения образа - немаловажный момент. Поэтому на занятиях использовала игровые упражнения на развитие пластической выразительности: детям предлагалось пройти по камушкам, поймать бабочку, изобразить с помощью пантомимы «Расцвели цветы. Завяли», «Котенок на солнышке жмурится, нежится», «Теплый луч упал на землю, согрел зернышко. Из него проклюнулся росток». Благодаря этому дети научились с помощью языка выразительных средств показывать свое настроение, эмоции, характер.
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее, восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. В связи с этим, постоянно знакомлю детей с русскими народными сказками, народным фольклором, произведениями детских писателей. После чего проводится обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляют характер героев, и обсуждают, как его можно обыграть.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу, любимые герои становятся образцом для подражания.
Театральные игры могут быть использованы и на других занятиях как организационные моменты и физкультурные паузы.
2. Самостоятельная детская деятельность дает возможность самореализоваться, самораскрыться ребенку, примерить на себя несколько ролей. Кроме того, в ней закрепляются навыки взаимодействия с другими детьми. Развиваются навыки социализации, дети учатся взаимодействовать с людьми разных характеров, разными стилями поведения.
Театрализованная деятельность – это поле для творчества, где каждый может заниматься своим любимым делом. Кроме этого, дети могут строить свой новый, волшебный мир и обустраивать его по своему усмотрению, благодаря чему у детей развивается творческое мышление и воображение.