Фёдорова Светлана
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Фёдорова Светлана Алексеевна
МБДОУ «Детский сад» №429
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из видов такой деятельности является аппликация. Она способствует развитию и формированию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, развитию художественно-творческих способностей. На занятиях по аппликации у детей формируется интерес к художественно-творческой деятельности, они желают создать красивое изображение, продумывают как лучше его выполнить. Знакомясь с произведениями искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, произведения народно-декоративного творчества, дети обогащают свои представления, способствующие умению находить разнообразные выразительные решения.
Проблеме развития творческих способностей посвящены труды Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддьякова, С. Л. Рубинштейна, и др.
Занятия аппликацией с детьми старшего дошкольного возраста не только способствуют развитию творческих способностей и творческой активности, но и в полной мере влияет на становление самостоятельности в дошкольном детстве, а также, является одним из важнейших аспектов всестороннего развития личности ребёнка.
Всё вышеизложенное подчёркивает актуальность выбранной темы исследования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации».
Рассмотрев актуальность темы исследования, была сформулирована проблема: при каких условиях развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации будет проходить наиболее эффективно?
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка в ходе практической работы с детьми условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: разнообразие видов и техник аппликации, используемых в старшем дошкольном возрасте с целью развития творческих способностей.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации будет эффективным, если:
- используется разнообразие методов и приёмов по обучению детей старшего дошкольного возраста аппликации и форм организации деятельности;
- если в процессе работы по обучению аппликации дети осваивают разнообразие видов и техник;
- если в развивающей предметно-пространственной среде широко представлены творческие работы детей, выполненных в разнообразных техниках аппликации.
Для решения проблемы и цели исследования были поставлены
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть особенности обучения аппликации с детьми старшего дошкольного возраста;
3. Выделить условия руководства по обучению аппликации детей старшего дошкольного возраста с целью развития творческих способностей.
4. Определить начальный уровень развития творческих способностей детей старшей группы.
5. Разработать и реализовать комплекс педагогических мероприятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
6. Определить эффективность практической работы с детьми. Разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Аспекты проблемы изучались нами с использованием таких методов исследования как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию и художественно-творческому развитию изучение и обобщение педагогического опыта, беседа, наблюдение, практическая работа с детьми, анализ продукта детской творческой деятельности, методы анализа полученных данных.
В результате исследовательской работы был проведён анализ по проблеме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации».
Исходя из вышесказанного, отмечаем, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей.
В этот период жизни дети чрезвычайно любознательны, они с удовольствием и интересом познают окружающую действительность.
Педагогическое руководство аппликативной деятельностью детей очень важно в дошкольном возрасте. Используя адекватные возрасту методы и приёмы, педагог вовлекает дошкольников в деятельность, способствующую расширению их опыта. Именно накопление опыта и знаний являются предпосылками для творческой деятельности, в частности, в аппликации.
Для того, чтобы у ребёнка развивались творческие способности, возникает необходимость создания условий в группе: организация центра изобразительной деятельности, содержащего материалы для творчества и возможность их использования в свободное время. Также необходимо разрешение детям для экспериментировать с ними.
Создание мотивации для художественно-творческой деятельности (подарок другу, маме; оформление группы к празднику и т. д., побуждает детей к самостоятельной постановке, удержанию и выполнению темы.
Возможность дошкольников в процессе аппликации дорабатывать её дополнительными «своими» элементами также способствует развитию творчества.
Таким образом, работа с аппликацией имеет большое значение для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
По данной теме нами была спланирована система формирующей работы. Для решения поставленных задач и определения уровня развития творческих способностей дошкольников старшего возраста были использованы диагностические методики Э. П. Торренса:
1. Методика «Геометрические фигуры».
Цель: определить уровень развития творческих способностей.
2. Методика «Фантазия».
Цель: определить уровень развития творческих способностей.
3. Методика «Ажурные ленты».
Цель: определить уровень развития творческих способностей.
Затем были разработаны конспекты организованной образовательной деятельности по аппликации, направленные на развитие творческих способностей старших дошкольников и составлен перспективный план.
Творчество дошкольников наиболее ярко проявляется в работе с использованием нетрадиционных техник.
Мы не можем предоставить конкретных материалов по данной работе, так как её только предстоит осуществить. Тем не менее мы рассчитываем, что по завершении анализа проведённых мероприятий, их эффективности в указанном направлении будет способствовать положительная динамика.
Вывод:
Наше умозаключение возникло на основе комплексного анализа изученной литературы, методических рекомендаций, практического опыта педагогов.
В процессе работы над темой исследования мы пришли к выводу о том, что процесс развития творческих способностей средствами аппликации является довольно сложным. Это направление необходимо развивать, и осуществить его можно только при грамотном педагогическом руководстве.