Водяницкая Людмила
Развитие творческих способностей детей посредством реализации проекта «Театр и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей
через реализацию проекта «Театр и дети»
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышлении, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию.
Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством реализации проекта „Театр и дети“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Театрализованная игра является интегративным видом деятельности, способом самовыражения ребенка, средством его эмоционального, социального и речевого развития. Особое значение приобретает театрализованная игра в художественном развитии детей старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что именно на этом этапе она действительно становится «рубежным» видом деятельности (А. Н. Леонтьев, тесно взаимосвязанным с литературным, изобразительным, музыкальны и художественным творчеством. К театрально – игровой деятельности детей этого возраста относятся разные по сложности, развернутости и направленности виды детского художественно – игрового опыта: игра – имитация образов людей, животных, литературных персонажей; ролевой диалог персонажей литературных произведений; игра – импровизация по мотивам художественных произведений; драматизация текста; постановка целостного спектакля.
Продолжая в старшем дошкольном возрасте обогащать игровой опыт детей, мы разработали план – проект «Театр и дети», поставили перед собой следующие задачи:
1. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества
Детей в театрализованной игре; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной).
2. Способствовать отражению в театрализованных играх сюжетов знакомых сказок,
мультфильмов, стихотворений; поощрять самостоятельное построение детьми новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение вести игровое взаимодействие и повествование от имени разных
персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать
дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микро групп детей
на основе интереса к театрализованным играм.
5. Учитывать индивидуальные склонности и предпочтения детей.
Так как театрализованная деятельность является не только источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, но и приобщает его к духовным ценностям. Мы знакомим детей с театральной культурой, особенностями театрального искусства, объясняем детям выражение «театр – храм искусства», потому что он объединяет разные виды искусства и множество людей, используем фотоальбомы и видео фильмы для проведения вертуальных экскурсий по главным театрам Москвы и Санкт-Петербурга. Посещение с детьми театров г. Белгорода позволило нашим детям не только увидеть работу актеров, но и побывать за театральными кулисами, выяснить как создаются спектакли, кто готовит костюмы и декорации, освещение сцены и т. д. С целью расширить и активизировать словарный запас оформили с детьми понятийный словарь «Кто и как создает спектакль». Особый интерес вызвало у детей посещение костюмерной и гримерной, где они стали свидетелями «таинственного» превращения актера в героя их любимой сказки. Результатом увиденного стало оформление костюмерной и гримерного уголка в театральной зоне нашей группы совместными силами детей, воспитателей и родителей, театрализованные игры детей стали более разнообразными по содержанию.
В процессе освоения нашими воспитанниками театрализованных игр мы стремились формировать культуру речи, развивать коммуникативные способности детей, помочь робким и застенчивым ребятам стать более смелыми и решительными.
В проект «Театр и дети» мы включили практические игры – упражнения для овладения детьми нормами речи, такие как игра-рассказ от имени персонажа «Кто я?», упражнение «Передай диалог от 2-х лиц», упражнение – повторение фраз и слов с различными чувствами и интонацией, упражнение «Поставь по разному логическое ударение», игры на согласование речи и движений «Колыбельная», «Как сварить суп?». На встречах со студентами режиссерского факультета института культуры студенты продемонстрировали детям умение четко и быстро произносить сложные скороговорки, что способствовало активизации интереса наших воспитанников к этому виду речевых упражнений.
Учитывая, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, включили игры на развитие на развитие у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации такие как: «Кто какое варенье съел?», «Угадай чем угостили»,используем упражнения с зеркалом «Радость», «Гнев», «Удивление». Большой интерес вызывают у наших детей игры с пиктограммами: «Найди портрет сказочного героя», «Выбери пиктограмму по настроению», «Прочитай письмо», разыгрывание сценок на эмоциональные состояния (придуманные детьми, этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Зайчишка – трусишка», «Задавака», «Хвастливая ворона».
В группе широко представлены разные виды кукольного театра, атрибуты к настольному и теневому театрам.
Наблюдения за играми детей показывают устойчивый интерес наших ребят к театрализованным играм. В сюжетно – ролевых играх также часто дети используют сюжеты : «Сегодня мы идем в театр», «Репетиция в театре», «Концерт». Используем такие игры с целью закрепить правила культуры поведения в театре, гардеробе, театральном буфете, уточняем с детьми, почему нельзя бегать между рядами, приходить после звонка, как правильно занять свое место.
В рамках плана –проекта мы обеспечили взаимодействие всех участников педагогического процесса. Инструктор по физкультуре охотно включает в работу с нашими детьми упражнения на развитие двигательных способностей : «Кактус и ива», «Снеговик», «Конкурс лентяев», игры на имитацию выразительности движений «Насос и надувная кукла», «Цветочки и дождик», «Надувной мяч», упражнения на релаксацию и расслабление «В стране цветов», «Что сказало море», «Гипнотезер», подвижные игры – имитации «Мы обезьянки», «Хитрая лиса», «Баба-Яга» и др.
Музыкальный руководитель активный и непосредственный помощник в постановке детских спектаклей, обеспечивала музыкальное сопровождение, постановку танцевальных номеров «Бал в сказочном королевстве», «Танец гномов», вокальных партий героев детских пьес. В непосредственно образовательную деятельность с детьми включает музыкальные пластические этюды «Танцующий огонь», «Марионетки», «Времена года», музыкальные загадки «Как живешь?», «Покажи как ходит Петушок», «Змеи», музыкально-дидактические игры «Чья музыка?», «поймай хлопок».
Руководитель изодеятельности помогает организовать работу «Театральной мастерской» в нашей группе, вместе с детьми и воспитателями изготавливает элементы декораций, афиши, театральные маски.
Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов героев спектаклей. С целью активизации интереса родителей к развитию театрализованной деятельности детей мы совместно с музыкальным руководителем организовали работу в «Театральной гостиной», на таких тематических вечерах родители и дети становились равноправными участниками, исполнителями ролей, выступали в роли авторов текста. Участие родителей вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей. Тематика таких вечеров разнообразна: «Наши любимые сказки», «Смешные истории», «театральные встречи», «Сочиняем новую сказку», «Волшебный бабушкин сундук».
В таких общих мероприятиях взрослые и дети выступают как равноправные партнеры. Расширение круга общения создает полноценную среду развития. Способствует самореализации каждого ребенка.
Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире. строить свои отношения.