Трухина Н А
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Виды художественной деятельности дошкольников
Художественная и творческая деятельность применительно к дошкольному возрасту подразумевает практически одни и те же виды занятий. Ранее других творческих попыток малыш приобщается к рисованию. Следом идет конструирование различных фигур. С расширением словарного запаса дошкольник не желает оставаться пассивным слушателем детских произведений, а пробует свои силы в изменении сюжета или в исполнении роли понравившегося героя.
Следовательно, среди разнообразия творческой деятельности в дошкольный период наибольший удельный вес имеют:
1. Художественное;
2. Техническое;
3. Музыкальное.
1. Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
2. Техническое творчество одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.
3. Музыкальное и литературное творчество это вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, удовлетворяющей одну из важнейших потребностей ребенка – самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Ребенок может сочинять, напевать, рассказывать и т. д.
Одним из методов ознакомления с художественной литературой является
инсценировка литературных произведений для детей. Это средство
вторичного ознакомления с художественным произведением.
Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста.
Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация,
театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр
игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др.
Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.
К творческим способностям относиться:
-стремление к открытиям; -умение познавать;
- активность; любопытство; - фантазия;
- инициативность; - стремление к познанию;
-умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
- живость ума; - умение изобретать и открывать;
- свобода воображения; -интуиция;
- умение на практике применять полученные знания, опыт;
- открытия и изобретения и т. д.
У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия и применяя приемы, побуждающие ребенка к занятием творчеством, можно разбудить их.
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО – это активность детей, проявляющаяся в различных сферах искусства. Реализуется в виде коллективных или индивидуальных, самостоятельных работ или выполненных под руководством взрослого рисунков, в декоративных работах, лепке, конструировании, сочинении сказок, текстов, в разнообразных движениях, танцах и др.
Младший дошкольный возраст.
1-2 года. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке-двигаются под музыку, улавливают ее ритм. Художественное творчество их также увлекает. Они учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы, много экспериментируют.
3-4 года. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они уже много знают и умеют. В их рисунках появляются узнаваемые предметы.
По-прежнему следуют за взрослыми, но могут проявить инициативу, придумывать и фантазировать.
Старший дошкольный возраст.
5-6 лет. Знания этого возраста можно усложнить самыми разнообразными новыми заданиями. Старшие дошкольники уже могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, адекватно справляться с неудачами, добиваться нужного результата.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом. При данном способе ребенок учиться мыслить нестандартно. Такое рисование дает возможность применение широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов.
Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется
использовать:
рисование пальчиками; ладошками,
оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта; воздушного шара, трафаретом, ватными палочками.
Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
-тычок жесткой полусухой кистью. - печать поролоном; вилкой или ложкой
-печать пробками; печать по трафарету -восковые мелки + гуашь
-свеча + акварель; -отпечатки листьев;
-рисунки из ладошки; -рисование ватными палочками;
-волшебные веревочки; -монотипия предметная.
-Кляксография; -Кляксография с никой или с трубочкой; -Тычкование; -Рисование штрихом; -Набрызг; -Грантаж; - Рисование на мокрой бумаге и мн. др.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки.
-Пластилинография -Пластилиновая мозаика
-Тестопластика -«Модульная лепка»
-«Лепка на форме». -«Пластилиновая живопись» -«Рисование на силуэте»
Декорирование работ. Для этого используют всевозможные бусинки, пайетки, бисер, ракушки, крупу, т. д. Можно зубочисткой или острым концом стеки процарапывать детали в работах: например, плавники, хвост, чешуя рыбки, перья у птицы, шерстка у животных и т. д.
Аппликация- это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют их на основе, принятой за фон, с помощью различных клеев, ниток, это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Виды нетрадиционной аппликации:
- из ткани; -из салфеток; - из крупы; - из засушенных растений;
- из нарезанных нитей, - гофрированной бумаги, -из ваты, -из соломы.
-обрывная аппликация; -накладная аппликация;
-модульная аппликация; -мозаика;
-Квиллинг; - Торцевание; -Аппликация из песка и соли;
-Коллаж, - Оригами; - Обрывная аппликация.
Нетрадиционные техники оказывают большое влияние на развитие творческих способностей дошкольников. Для этого педагог сам должен знать большое количество нетрадиционных техник и использовать для этого самые разнообразные материалы. Но при этом, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, активной и работоспособной. Необходимо учитывать его свободу в выражении своего замысла и свободу в выборе художественных материалов и нетрадиционных техник. Кроме этого, уровень развития творческих способностей будет выше, если нетрадиционные техники использовать чаще.