Марина Шаляпина
Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста через интеграцию разных видов конструкторов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста через интеграцию разных видов конструкторов
Актуальность. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.
Публикация «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста через интеграцию разных видов конструкторов» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельности вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Создание образовательной среды современными конструкторами, в том числе механизированными, соответствует требованиям к условиям реализации ООП ДО и ФГОС [3.3.5].
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами и требованиями необходим новый подход.
В рамках реализации ООП ДО разработанной на основе примерной программы «Детский сад-Дом радости» Н. М. Крыловой, по которой мы работаем, большое значение придается конструированию – как деятельности, форме и средству развития и саморазвития индивидуальности. Это единственный вид деятельности, в котором результат ребёнка и взрослого совпадают однозначно, что позволяет дошкольнику дать адекватную оценку полученному результату. Именно этот вид детальности наиболее значим для становления самосознания ребёнка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата.
В работе по технологии Натальи Михайловны Крыловой «Детский сад – Дом радости», в старшем возрасте широко используется пластмассовый конструктор из деталей «Лего». Ребёнок овладевает новым способом крепления деталей (при помощи шипов, учится конструировать различные модели (машины, самолёты, поезда и т. д.) как по схеме, так и по заданию воспитателя. Он приобщается к созданию простых подвижных конструкций (качели-рычаг, тележка, оси, подъемный кран, карусель и т. д.).
Наблюдая за детьми в группе на занятиях по конструированию, я заметила, у детей проявляется низкая познавательную активность, не развиты коммуникативные навыки при работе в паре, коллективе, проявляются затруднения в распределение обязанностей. Изучив разнообразные методы и приемы организации совместной деятельности по конструированию, сделала вывод, что необходимо разнообразить образовательную среду современными конструкторами, в том числе механизированными.
Новизна моего опыта заключается в исследовательско-технической и инженерной направленности обучения, которая базируется на новых информационных технологиях, которые позволили повысить интерес детей к конструированию, сделать строительную игру более увлекательной внедрив современное оборудование на занятия - Конструктор LEGO Education первые механизмы, Конструктор «LEGO –WeDo 1.0», Kid K’NEX «Для дошкольников».
В силу своей универсальности разнообразные образовательные конструкторы являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим обогатить процесс обучения дошкольников.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Данные занятия отвечают требованиям и направлению региональной политики в сфере образования Пермского края (Краевой проект «Детский техномир», особое внимание и приоритетным направлением является техническое творчество. Не обходимо организовать образовательный процесс с учётом современных достижений техники и технологии (Национальная доктрина образования в РФ от 04.10.2000).
Учитывая актуальность проблемы, я поставила для себя следующую цель: Создание условий для технического творчества детей старшего дошкольного возраста по средствам современных разнообразных образовательных конструкторов.
Для решения данной цели определила ряд задач:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.
2. Апробировать современные образовательные конструкторы нового поколения для развития научно - технического творчества дошкольников.
3. Развивать познавательную активность детей, совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей.
4. Формировать предпосылки учебной деятельности, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Моя работа по внедрению современных конструкторов на занятия по конструированию началась с :
1. Изучение методической литературы по конструированию и робототехнике :
- Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Фешина Е. В. Лего - конструирование в детском саду - М. : ТЦ Сфера, 2012 г.
- Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей – СПб. : Наука, 2013 г.
2. Разработала перспективное планирование, в котором, определила название строительной игры, необходимое оборудование к постройке из разного вида конструктора. Составляя перспективное планирование, опиралась на технологию программы «Детский сад - дом радости» и «Маршрутные листы – ежедневного планирования образовательной деятельности с детьми». (Приложение 1)
3. Подготовила методические разработки – инструкции по сборке моделей, схемы сборки механизмов из конструктора, разработала технологические карты (Приложение 2) на каждую строительную игру, подобрала диагностический материал для оценки уровня знаний и умений по LEGO –конструированию и робототехнике по методике Т. В. Фёдоровой. (Приложение 3)
Следующим этапом моей работы являлось включение, в образовательную деятельность по конструированию элементов робототехники и разных современных конструкторов. Изучение механизмов включила в индивидуальную работу в утренние часы, а также в вечернее время с детьми занимаются в Центре конструирования и программирования. На занятиях по конструированию осуществляется авторское воплощение замысла в моделировании и проектировании, включение современных конструкторов позволяет детям проявить технического творчества.
Немаловажно и то, что детское конструирование тесно связанно с игрой. Продукты детского творчества – замечательный материал для разнообразия строительных игр. В процессе конструктивной деятельности у ребёнка развиваются сенсомоторика, конструктивные способности, практический ум, воображение, личностные качества.
На заключительном этапе обобщила опыт работы, презентовала педагогам других групп открытые занятия по конструированию, организовала семинар-практикум «Организация образовательной деятельности по конструированию с использованием разнообразных конструкторов». Так же мной в конце учебного года была проведена диагностика, в ходе неё выяснилось, что дети показали хорошие результаты по всем критериям.
Таким образом, организуя педагогическое сопровождения развития детской строительной игры в рамках технологии «Детский сад - дом радости» с интеграцией разных видов конструкторов, мне удаётся создавать условия для осознания ребёнком себя как личности, предоставляется выбор по его интересам, развивается техническое творчество.