Татьяна Петровна Иванова
Развитие связных высказываний у старших дошкольников с ТНР на основе использования полисенсорного восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
К числу важнейших задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, относится развитие связной речи. В последние годы число детей, имеющих тяжелые нарушения речи, неуклонно увеличивается, в связи с чем проблема развития связных высказываний у них приобретает особую актуальность, так как умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку полноценно общаться со сверстниками.
Публикация «Развитие связных высказываний у старших дошкольников с ТНР на основе использования полисенсорного восприятия» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Связная речь, с точки зрения В. П. Глухова, является тематически объединенными фрагментами речи, которые являются единым смысловым, структурным целым развернутого изложения [1].
На сегодняшний день в логопедии накоплен практический материал по профилактике, коррекции системных речевых нарушений, но, к сожалению, методические приемы, которые предлагаются для развития связных высказываний у детей дошкольного возраста с ТНР носят неполные, зачастую однотипные, поверхностные сведения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Поэтому усиление эффективности работы по развитию связного высказывания дошкольников с ТНР следует искать среди естественных компенсаторов, а именно в создании условий для согласования внутреннего и внешнего пространства каждого ребенка, в задействовании резервов всех уровней полимодального восприятия и в переводе накопленного методического опыта на позиции природосообразности. Понятие «полисенсорный» является совокупностью различных ощущений, привычным характером реальных восприятий, которые редко сводятся к одной модальности ощущений [2].
Логопедическая работа по развитию связных высказываний у старших дошкольников с ТНР речи эффективна, если: работа построена с учетом ведущего полисенсорного восприятия; соотнесен состав полисенсорного комплекса восприятий с видами связного высказывания : предметно-действенное восприятие : аудиальное: пересказ без опоры на наглядность; визуальное: пересказ с опорой на наглядность, рассказ по сюжетной картине, рассказ по серии сюжетных картин, рассказ-описание по картинке осязательное: рассказ-описание по тактильным ощущения; логическое восприятие : рассказ из личного опыта, рассказ по заданному замыслу; игровые упражнения используются в соответствии с лексическими темами, с учетом определенной последовательности – от простого к сложному.
В таблице 1 представили фрагмент планирования логопедической работы по развитию связных высказываний у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на основе использования полисенсорного восприятия.
Например (Таблица №1)
-Лексическая тема: «Праздник мам»
Цель:
а) Закреплять умение пересказывать без опоры на наглядность.
б) Составление пересказа текста «Мамин день» с опорой на предметные картинки.
Содержание:
а)Составление пересказа текста «Мамин день» с опорой на предметные картинки.
б) Составление пересказа текста «Женский день» по вопросному плану, составленному совместно ребенком и учителем-логопедом.
-Лексическая тема: «Семья»
Цель:
а) Закреплять умение пересказывать без опоры на наглядность.
б) Составление пересказа текста с опорой на предметные картинки.
Содержание:
а) Составление пересказа текста «Семейный праздник» с опорой на сюжетную картинку.
б) Составление пересказа текста «Семейные развлечения» без опоры на наглядность, после воспроизведения взрослого.
- Лексическая тема: «Весна»
Цель:
а) Закреплять умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
б) Закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Содержание:
а)Составление рассказа по сюжетной картинке «Весна пришла»
б)Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Весенний пейзаж» (расположенных в правильной последовательности).
-Лексическая тема: «Мебель»
Цель:
а) Закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Содержание : а) Составление рассказа по сюжетной картинке «Моя комната».
б)Определение последовательности серии сюжетных картинок и составление рассказа «Альбина и ее друзья».
Предметно-действенное восприятие для всех лексических тем:
- визуальное -аудиальное
Игровые упражнения по развитию связных высказываний у старших дошкольников с ТНР на основе использования полисенсорного восприятия используются не только в соответствии с лексическими темами, но и с учетом определенной последовательности – от простого к сложному. Рекомендуется следующая последовательность: пересказ с опорой на наглядность; пересказ без опоры на наглядность; рассказ по сюжетной картине; рассказ по серии сюжетных картин; рассказ-описание по картинке; рассказ-описание по тактильным ощущениям; рассказ из личного опыта; рассказ по заданному замыслу.
Таким образом, логопедическая работа по развитию связных высказываний у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи строится с учетом ведущего полисенсорного восприятия. Следует организовывать логопедическую работу с учетом изучаемых лексических тем и последовательности развития разных видов связных высказываний.
Список литературы
1. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012. – 241 с.
2. Полисенсорный (Глоссарий) // Сайт интегрального человековедения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.aquarun.ru/keyf/books/keyf_book/keyf_gloss.html