Татьяна Ястребова
Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР посредством интеллектуальных карт
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее актуальной и значимой проблемой в дошкольном образовании является речевое развитие дошкольников. Если у ребёнка грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь, то ему легче излагать свои мысли, у него больше возможностей в познании окружающей действительности, у него возникает интерес в общении со взрослыми и со сверстниками, разговоры при этом становятся содержательнее.
Публикация «Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР посредством интеллектуальных карт» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
От уровня овладения детьми связной речью полностью зависит успешность обучения в школе. Правильно оформленное связное высказывание может быть только при условии наличия у ребенка достаточного словарного запаса, краткого плана его высказывания, а так же желания рассказать, о чём либо.
В дошкольном образовании все педагоги пытаются внедрить новые идеи, формы и методы работы с детьми, чтобы детям было интересно, доступно, понятно и при этом решались развивающие, образовательные и воспитательные задачи.
Для меня такой новой, и как уже показала практика эффективной формой работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи стала «Интеллектуальная карта», начала использовать этот метод потому, что при диагностике развития связной речи выявила следующие проблемы:
- дети с трудом могут связно и последовательно пересказывать литературные произведения;
-определять и воспроизводить логическую последовательность описательного рассказа;
- затрудняются в изложении собственных мыслей в общении с взрослыми и сверстниками;
-не могут самостоятельно составлять рассказы.
Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания информации, она основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира и развитию связной речи за счет составления описательных рассказов по карте.
Чем же хороша интеллектуальная карта?
Она наглядна. Вся проблема или тема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательна. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект– карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время позволяет увидеть новые идеи, стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
На основании этого была определена цель работы: создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством интеллектуальных карт.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Способствовать развитию умения детей составлять рассказ с опорой на интеллектуальную карту.
2. Развивать у дошкольников навык самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий, анализировать и синтезировать.
3. Формировать у детей навыки сотрудничества, самоконтроля, доброжелательности.
При организации работы с детьми по развитию связной речи посредством интеллектуальных карт я осуществляла подбор картинного материала для составления карт, составляла карты для самостоятельного пользования детей по различным лексическим темам.
Для развития связной речи метод интеллектуальных карт использую в разных вариантах, в зависимости от сложности работы и уровня развития детей :
1 вариант - дети совместно с педагогом составляют интеллектуальные карты как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы, либо как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности;
При изучении новой темы, мы выделяем главное слово (тему) и рисуем или приклеиваем картинку в центр листа, далее в определённой последовательности рисуем (клеим) все, что знаем по этому вопросу. А затем в течении изучения темы мы дополняем карту новой информацией. Таким образом, в конце изучения темы у нас получается полноценная карта.
Этот вариант создания карты стимулирует детей к самостоятельному творческому поиску, а главное, знания, полученные таким образом, становятся достоянием ребенка, так они лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.
Если же мы хотим составить карту для закрепления и обобщения материала, то детям предлагается вспомнить всю информацию, которую они узнали по данной теме. Затем задаю детям вопросы в логической последовательности. После этого дети приклеивают в центр картинку с изображением темы, рисуют ответвления в той же последовательности и дополняют иллюстрациями (рисуют либо клеят картинки).
После этого дети приклеивают в центр картинку с изображением темы, рисуют ответвления в той же последовательности и дополняют иллюстрациями (рисуют либо клеят картинки).
Этот вариант создания интеллект - карты развивает у детей умение выделить главную мысль, вспомнить и рассказать изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической или проблемной теме, развивается умение правильно составлять распространенные предложения и рассказ полностью.
Готовые карты предлагаю «прочесть» коллективно, либо индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.
2 вариант - дети самостоятельно воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте, составленной педагогом.
Рассказывая по интеллект - карте, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
3 вариант - дети совместно с родителями (в качестве домашнего поручения) осуществляют подбор материала и составляют свои интеллектуальные карты. После чего они делятся своими знаниями с детьми в группе. Многие родители охотно выполняют данные поручения, что способствует повышению активности родителей в вопросах развития речи детей.
В любом из этих вариантов после составления карты, составляется рассказ, только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картине, а рассказ по карте, сделанной самими детьми. Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллектуальных карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.
Работу по развитию по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством интеллектуальных карт я начала в 2021 году с детьми среднего дошкольного возраста и продолжаю её вести с детьми старшего дошкольного возраста.
За время использования метода интеллектуальных карт в работе по развитию связной речи детей, я вижу положительную динамику. У детей пополнился словарный запас (сентябрь2021 г. – 20% детей – декабрь 2022 г. 60% детей, улучшилась лексико - грамматическая структура (сентябрь2021 г. – 23% - декабрь 2022 г. -65% детей, в речи появились распространенные предложения, воспитанники начали последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из жизни, пересказывать рассказы, (сентябрь2021 г. – 30% детей – декабрь 2022 г. – 68% детей); дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные события, явления и факты. По их собственным словам, интеллектуальная карта - это отличный помощник.
В 2023 году я поделилась опытом работы с коллегами, в рамках ГМО учителей- логопедов представила краткосрочный проект, разработанный на основе технологии «Интеллектуальная карта» по лексической теме «Посуда» в старшей группе комбинированной направленности.
Считаю, что использование интеллектуальных карт позволяет применять этот метод в разных областях педагогической деятельности, и мой опыт будет полезен коллегам и родителям дошкольников.
Продолжая работу по этой теме, планирую расширить диапазон применения интеллектуальных карт при формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация).