Тюрина Гюзель
Развитие связной речи у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
В данном параграфе целесообразно отметить педагогические аспекты развития связной у детей дошкольного возраста. Отметим, что на стадии современного общества, в силу постоянно развивающихся условий данного направления, перед речевым развитием ставятся совершенно новые задачи. Наибольшую роль в данном направлении отводится формированию речевой культуры, представлений о речи дошкольника, в основе которых лежит развитие связной речи. Принимая во внимание данный факт, отметим целесообразность определения понятия «речевое развитие» в педагогической литературе.
Темочки:
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Обратимся к исследованиям известного психолога В. И. Болдырева. В его трудах мы находим следующее определение понятию «речевое развитие» : «Целенаправленный процесс, в ходе которого происходит формирование речи, развитие речевых привычек» [16, c. 75].
Следовательно, в трудах известного психолога Б. Т. Лихачева, мы можем рассмотреть определение понятия «речевое развитие». Т. Б. Лихачев обосновывает речевое развитие как постоянно развивающийся процесс на протяжении всего дошкольного периода, осуществляемый посредством организованной педагогической деятельности, в соответствии с особенностями дошкольного возраста [12].
Многие авторы рассматривают характеристику связной речи и ее особенности развития с разных сторон : А. М. Бородич [6], Е. И. Тихеева [36] – с педагогической, Л. С. Выготский [11], С. Л. Рубинштейн [34] – с психологической, Т. В. Ахутина [4], А. А. Леонтьев [24] – с психолингвистической, В. К. Воробьева [10], В. П. Глухов [13], Т. А. Ткаченко [37], Т. Б. Филичева [12] – с логопедической.
А. М. Бородич дает следующее определение понятию «связная речь» – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей [6].
Согласно исследованиям Л. С. Выготского, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития [11].
С. Л. Рубинштейн отмечает, что связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания [34]. А. А. Леонтьев пишет: «Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить» [24, с. 96].
В. П. Глухов считает, что основная функция связной речи коммуникативная. Связная речь – это тематически объединенные фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение [13].
В. К. Воробьева рассматривает связную речь на современном этапе развития науки как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение [10].
Связная речь, по мнению Н. П. Ерастова, характеризуется наличием четырех основных групп связей :
логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
функционально-стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;
психологических – отнесенность речи к сферам общения;
грамматических – отнесенность речи к структуре языка [18].
М. М. Алексеева и В. И. Яшина отмечают, что понятие «связная речь» включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы речи. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования [1].
О. С. Ушакова и В. П. Глухов считают, что диалогическая речь (диалог) – это форма речи, которая состоит из обмена высказываниями-репликами, она формируется первой в процессе развития и носит ярко выраженную социальную направленность. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова [13; 40].
В. П. Глухов, утверждает, что диалог, первичная по происхождению форма речи и служит потребности непосредственного живого общения [13].
По определению Л. П. Якубинского для диалога «будут характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки» [6].
В. П. Глухов выделяет следующие критерии связности развернутой диалогической речи : достаточное («исчерпывающие») раскрытие темы (предмет речи); смысловая законченность и структурное единство, определяемое адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации общения [13].
Монолог, по мнению О. С. Ушаковой, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической [40].
Монологическая речь, по определению А. Р. Лурии, – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности [25].
Л. П. Якубинский отмечает, что для монолога характерна:
длительность и обусловленная его связностью, построенность речевого ряда;
односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику; наличие заданности предварительного обдумывания [16].
О. А. Нечаева указывает, что в дошкольном возрасте основными функционально-смысловыми типы устной монологической речи являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Описание – это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Обучение построению текстовописаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста. Повествование – сообщение о фактах, находящихся в отношениях логической последовательности. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Структура повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество. Рассуждение – особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо явлений (фактов). В структуру монологорассуждения входят: тезис (начальное предложение, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В таком виде высказывания у детей развиваются умения рассуждать, логически мыслить, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное. Приведенные виды высказываний могут встречаться в связанных текстах дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в повествование и наоборот [27].
Как отмечают Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет, оценить состояние связной речи у ребенка можно по c следующим показателям: логичность, связность, последовательность, цельность и полнота высказывания. Логичность речи – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументирование оформлять выражаемое содержание.
Связность речи – одна из основных характеристик речевой деятельности человека. Она отражает степень взаимосвязи между собой произносимых им слов. В связной речи каждое слово является логическим продолжением сказанного ранее слова. Полнота речи – полное словесное выражение мыcли. Полной речью считается распространенная речь, с прилагательными, дополнениями, вводными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами. Полнота речи напрямую зависит от уровня сформированности активного словаря дошкольника. Последовательность (программа высказывания) – это правильно выстроенный во временном порядке план событий. От того насколько правильно будет выстроена последовательноcть событий зависит степень информативности и понятийности высказывания. Цельность – это характеристика текста в целом, она определяет его как смысловую единую структуру [32].
Таким образом, под связной речью понимается, прежде всего, совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы речи : монологическую и диалогическую.