Елена Кокорина
Развитие связной речи посредством приобщения детей-логопатов к русской национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи посредством приобщения детей-логопатов к русской национальной культуре.
Человек – самое уникальное и прекрасное творение природы и социума. А самое главное и ценное в человеке – его индивидуальность, представляющая из себя целостное сочетание биологической, личностной и деятельностной составляющих.
Публикация «Развитие связной речи посредством приобщения детей-логопатов к русской национальной культуре» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Особенно неоценимыми для практической логопедической работы кажутся мысли Л. С. Выготского о генетических корнях, о путях развития, о частичном слиянии процессов речи и мышления.
Связная речь предполагает овладением богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладением грамматическим строем, практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить свой текст.
Сказки и русское народное творчество, для детей, носят цикличный характер - многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову
К сожалению, в нынешнем, современном обществе нашей страны, многие родители позабыли о русских корнях, традициях, обычаях. Русские сказки есть в каждом доме, но читаются они часто бездумно и автоматически, совершенно не побуждая в ребёнке те цели, которые были заложены нашими предками в сюжет сказки. А именно: любовь к окружающему миру, храбрость и стойкость перед злом, честность и самостоятельность в своих поступках.
И все эти проблемы, которые по каким-то причинам не могут разрешиться в семье, берёт на себя педагог. Так как именно он несёт непосредственную ответственность за интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка.
Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Приобщение детей к народному искусству – одно из средств эстетического, трудового и нравственного воспитания. Такие занятия развивают связную речь; интерес ребенка к произведениям народного искусства, истории, в том числе родного края; воспитывают национальную гордость и верность русским традициям; формируют художественный вкус; способствуют овладению навыками ручного труда и развитию творческих способностей.
На протяжении многих лет я раскрываю детям духовные ценности русской культуры, историю родного края. Поэтому в основу системы педагогической работы положены две доминанты: фольклор и краеведение.
Курс работы с дошкольниками построен с учетом нагляднодейственного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук, которая напрямую связана с развитием речи – это практическая деятельность детей : штамповка, шнуровка, лепка из теста, аппликация, рисование, роспись, изготовление поделок. Дети получают графические задания: дорисуй, раскрась и т. д. практическая деятельность предполагает общение ребенка с педагогом, сверстниками, родителями.
Разнообразить познавательную деятельность детей помогают дидактические игры, наглядный материал, подлинные старинные предметы, использование сказочных сюжетов, народные обрядовые игры. Особая роль в работе отводится народному искусству, в особенности, народной выщивке.
Непосредственно образовательная деятельность носит интегрированный характер и структурирована таким образом, что в рамках ознакомления с народным наследием России в нее включены социокультурные элементы, различные аспекты развития речи, развития логического мышления, творческих способностей.
Организация деятельности осуществляется в проблемно-поисковом ключе. Так, анализируя проделанную работу, я задаю себе ряд вопросов. Ответы на них помогают понять, что нового можно внести в образовательную деятельность, на каких моментах остановиться дополнительно.
При создании данного курса были учтены принципы:
1. Принцип всестороннего развития детей.
2. Принцип воспитания интереса к народной культуре
3. Принцип научности
4. Принцип сознательности и творческой активности детей при руководящей роли педагога
5. Принцип связи обучения с реальной жизнью и потребностями человека, как члена общества
6. Принцип учета индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей личности
7. Принцип наглядности
8. Принцип систематичности
9. Принцип доступности.
Главная педагогическая значимость заключается в уточнении направлений использования русского народного творчества как средства развития связной монологической речи у детей с ФФНР.
Изучение данной темы оказывает большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивает нравственные чувства, формирует у детей устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Содержание методической разработки направлено на решение следующих воспитательных и образовательных задач:
Развивать связную речь детей, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Активизировать словарный запас детей.
Формировать у детей лексико-грамматические категории.
Знакомить детей с различными видами фольклорного искусства, основными видами народного рукоделия, предметами народного быта и их назначении, древней символикой и народными праздниками и традициями.
Прививать специальные навыки и умения, связанные с народным искусством.
Способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти.
Воспитывать интерес и уважение к истории русского народа.
Способствовать формированию духовно-нравственных приоритетов, чувства собственного достоинства.
Активизировать процессы, связанные с формированием культуры личности.
Развивать творческие способности детей.
Дошкольники занимаются с большим желанием. Улучшается качество связной речи, в большой степени активизируется словарный запас. Дети хорошо усваивают различные виды фольклорного искусства; свободно ориентируются в предметах русского быта и их назначении, знают и характеризуют многие народные праздники; называют основные виды рукоделия и с желанием приобретают навыки на практике; читают древние символы.