МААМ-картинки

Развитие связной речи посредством приобщения детей-логопатов к русской национальной культуре

Елена Кокорина
Развитие связной речи посредством приобщения детей-логопатов к русской национальной культуре

Развитие связной речи посредством приобщения детей-логопатов к русской национальной культуре.

Человек – самое уникальное и прекрасное творение природы и социума. А самое главное и ценное в человеке – его индивидуальность, представляющая из себя целостное сочетание биологической, личностной и деятельностной составляющих.

Публикация «Развитие связной речи посредством приобщения детей-логопатов к русской национальной культуре» размещена в разделах

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Особенно неоценимыми для практической логопедической работы кажутся мысли Л. С. Выготского о генетических корнях, о путях развития, о частичном слиянии процессов речи и мышления.

Связная речь предполагает овладением богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладением грамматическим строем, практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить свой текст.

Сказки и русское народное творчество, для детей, носят цикличный характер - многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову

К сожалению, в нынешнем, современном обществе нашей страны, многие родители позабыли о русских корнях, традициях, обычаях. Русские сказки есть в каждом доме, но читаются они часто бездумно и автоматически, совершенно не побуждая в ребёнке те цели, которые были заложены нашими предками в сюжет сказки. А именно: любовь к окружающему миру, храбрость и стойкость перед злом, честность и самостоятельность в своих поступках.

И все эти проблемы, которые по каким-то причинам не могут разрешиться в семье, берёт на себя педагог. Так как именно он несёт непосредственную ответственность за интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка.

Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Приобщение детей к народному искусству – одно из средств эстетического, трудового и нравственного воспитания. Такие занятия развивают связную речь; интерес ребенка к произведениям народного искусства, истории, в том числе родного края; воспитывают национальную гордость и верность русским традициям; формируют художественный вкус; способствуют овладению навыками ручного труда и развитию творческих способностей.

На протяжении многих лет я раскрываю детям духовные ценности русской культуры, историю родного края. Поэтому в основу системы педагогической работы положены две доминанты: фольклор и краеведение.

Курс работы с дошкольниками построен с учетом нагляднодейственного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук, которая напрямую связана с развитием речи – это практическая деятельность детей : штамповка, шнуровка, лепка из теста, аппликация, рисование, роспись, изготовление поделок. Дети получают графические задания: дорисуй, раскрась и т. д. практическая деятельность предполагает общение ребенка с педагогом, сверстниками, родителями.

Разнообразить познавательную деятельность детей помогают дидактические игры, наглядный материал, подлинные старинные предметы, использование сказочных сюжетов, народные обрядовые игры. Особая роль в работе отводится народному искусству, в особенности, народной выщивке.

Непосредственно образовательная деятельность носит интегрированный характер и структурирована таким образом, что в рамках ознакомления с народным наследием России в нее включены социокультурные элементы, различные аспекты развития речи, развития логического мышления, творческих способностей.

Организация деятельности осуществляется в проблемно-поисковом ключе. Так, анализируя проделанную работу, я задаю себе ряд вопросов. Ответы на них помогают понять, что нового можно внести в образовательную деятельность, на каких моментах остановиться дополнительно.

При создании данного курса были учтены принципы:

1. Принцип всестороннего развития детей.

2. Принцип воспитания интереса к народной культуре

3. Принцип научности

4. Принцип сознательности и творческой активности детей при руководящей роли педагога

5. Принцип связи обучения с реальной жизнью и потребностями человека, как члена общества

6. Принцип учета индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей личности

7. Принцип наглядности

8. Принцип систематичности

9. Принцип доступности.

Главная педагогическая значимость заключается в уточнении направлений использования русского народного творчества как средства развития связной монологической речи у детей с ФФНР.

Изучение данной темы оказывает большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивает нравственные чувства, формирует у детей устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Содержание методической разработки направлено на решение следующих воспитательных и образовательных задач:

Развивать связную речь детей, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Активизировать словарный запас детей.

Формировать у детей лексико-грамматические категории.

Знакомить детей с различными видами фольклорного искусства, основными видами народного рукоделия, предметами народного быта и их назначении, древней символикой и народными праздниками и традициями.

Прививать специальные навыки и умения, связанные с народным искусством.

Способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти.

Воспитывать интерес и уважение к истории русского народа.

Способствовать формированию духовно-нравственных приоритетов, чувства собственного достоинства.

Активизировать процессы, связанные с формированием культуры личности.

Развивать творческие способности детей.

Дошкольники занимаются с большим желанием. Улучшается качество связной речи, в большой степени активизируется словарный запас. Дети хорошо усваивают различные виды фольклорного искусства; свободно ориентируются в предметах русского быта и их назначении, знают и характеризуют многие народные праздники; называют основные виды рукоделия и с желанием приобретают навыки на практике; читают древние символы.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи посредством приобщения детей-логопатов к русской национальной культуре
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 14:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи посредством приобщения детей-логопатов к русской национальной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кокорина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД